Так случилось, что «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта стал последним спектаклем, к которому прикоснулась рука Г. А. Товстоногова. «Реквием мастеру» — так назвал свою работу режиссёр спектакля Владимир Воробьев. 23 мая 1989 года закончилась генеральная репетиция. Георгий Александрович попрощался с артистами, сел за руль своей машины и поехал домой. На Суворовской площади автомобиль остановился — Товстоногов скончался от сердечного приступа. Зная о плохом самочувствии мастера, его пытались отправить домой пораньше, инстинктивно оберегая от просмотра последнего действия, где тема смерти, гибель героя, траурные венки — не лучшее зрелище для больного человека. «Нет, я хочу всё видеть до конца!» — сказал Товстоногов, отлично знающий финал.
Идея постановки тоже принадлежала ему. Ещё в 1955 году он привёз пьесу из ФРГ, прочёл по-немецки, и был очень ею увлечён. Однако прошло 34 года, прежде чем замысел будет реализован. «Товстоногов позвонил мне ровно за год до своей смерти, — вспоминал Владимир Воробьёв. — Сейчас все совпадения кажутся роковыми. Позвонил, предложил поставить Дюрренматта…» Роль Клэр сыграла Валентина Ковель — яркая характерная актриса, отличавшаяся редким жизнелюбием, остроумием, резкостью и определённостью сценического рисунка.
Питер Брук ставил эту пьесу в 1960-м с Альфредом Лантом и Лини Фонтани в главных ролях. В 1965 году в Театре на Малой Бронной Лидия Сухаревская сыграла Клэр в первой московской постановке. "Талантливая игра Лидии Сухаревской в роли Клары требует от нас быть талантливым зрителем. Актриса намеренно зыбко обозначает ту грань, за которой человек превращается в злой механизм, запрограммированный на разрушение и растление человеческих душ», — писала критика. Годом раньше, в 1964-м вышел на киноэкраны фильм «Визит» с Ингрид Бергман в главной роли. Зрители следующих поколений помнят художественный фильм М. Козакова «Визит дамы» (1989) с тонкой и нервной Екатериной Васильевой, с его жутковатым перестроечным цинизмом, предчувствием новой эры в нашей стране, где деньги будут решать всё: «Милосердие, пастор? Это слово из лексикона людей среднего достатка. А с моими миллионами устанавливают мировой порядок…» — хрипло и зло говорила Клара, выдыхая, будто ей не хватало воздуха…
В 2008-м году Театр «Ленком» представил свою версию с Марией Мироновой, которая волею Александра Морфова играла гламурную красотку, одним своим появлением в нищем, разорившемся Гюллене уже расставлявшую нужные режиссёру акценты. «Спектакль получился о том, как хорошая мысль о возмездии быстро захватывает людей. О том, что раскрутить маховик мести несложно, развратить людей просто. Проще, чем направить на что-то разумное, доброе, вечное...» — отмечала пресса.
2018-й год -спектакль «Визит старой дамы» в Малом театре поставил израильский режиссёр Илан Ронен. В главной роли – Альфреда Илла – народный артист России Василий Бочкарев, для которого этот спектакль стал замечательным подарком к его юбилею. В роли главного вершителя судеб городка Клары – Людмила Титова.
Но всё же по-настоящему знаковым, этапным для истории театра стал спектакль петербургского Театра Комедии им. Н. Акимова (режиссёр Татьяна Казакова). Ирина Мазуркевич искренне полюбила свою героиню. Пусть рыжая причёска напоминает клоунский парик, зато огромные глаза сияют неподдельной болью. Оскорблённая женщина, поруганная любовь, погибший ребёнок — по отдельности всё это элементы мелодрамы, зато вместе, в игре большой актрисы — трагическое звучание. Это была Клара «нулевых», необычайно точно воплотившая образ травмированной, невротически разболтанной, не справляющейся с собой, израненной, ещё вовсе не старой дамы…
Хотите увидеть спектакль о том, какова судьба Старой Дамы в 2021 году?
Ждём вас в нашем театре!
Билеты от 600 до 1200 рублей
Наш адрес: Москва, ул. Проходчиков, д. 2