Диспетчерский пункт – помещение с коллективным трудом людей-операторов, обеспечивающие постоянный мониторинг за эксплуатацией объекта и его составляющих. При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧП) – операторы незамедлительно реагируют на ситуации, что позволяет ускорить быстрое восстановление внештатной ситуации в рабочий процесс, а пункт принимает решение и стратегическое управление. Оборудование помещения включает специализированные автоматизированные системы сбора, анализа и управления работой в различных нефтегазовых, транспортных, энергетических, военных, государственных инфраструктурах.
Диспетчерский пункт состоит из 3 зон:
- Зона диспетчеров;
- Зона руководства;
- Серверная.
Зона диспетчеров
Диспетчеров разделяют на команды, которые работают с коллективным средством отображения и тех, кто работает с поступающей информацией непосредственно на персональных компьютерах.
Каждое место оператора оснащено двумя полноформатными мониторами с разрешения от fullHD(1920х1080) до 4K (3840х2160). Диагональ подбирается в зависимости от эргономики расположения данных средств отображения информации.
Для правильного расположения коллективного центрального средства отображения необходимо исходить из количества отображаемых окон и их разрешений, физического пространства для размещения экрана. Тип экранов, используемых для оснащения диспетчерских залов, определяется исходя из получаемых значений и может быть сформирован из LCD панелей 46”-49”-55” с тонким швом (1,7мм-1,8мм-3,5мм) между панелями; LED модулей с малым шагом пикселя (0,6мм – 1,56мм); проекционных кубов фиксированной диагонали.
Зона диспетчеров должна быть расположена таким образом, чтобы диспетчерам было удобно работать продолжительный период времени. Помимо практического опыта, специалисты ГК «ВИАТЕК» пользуются нормативно-техническими документами:
- ГОСТ Р ИСО 11064-1-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 1. Принципы проектирования.
- ГОСТ Р ИСО 11064-4-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 4. Расположение и размеры рабочих мест
- ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем)
Зона руководства
Зона руководства располагается в противоположной стороне от центрального коллективного средства отображения. Ответственные руководящие лица могут работать как с собственным персональным средством отображения, так и с центральным, в том числе – выводить требуемую информационную составляющую на главный экран для максимального охвата происходящих событий и возможности принятия взвешенного решения.
Зона руководителя представляет собой либо выделенное закрытое помещение, часто с прозрачными стеклянными перегородками, либо отнесенное пространство, удаленное от диспетчеров или расположенное на втором этаже.
Рабочее место оснащается персональным компьютером, двумя мониторами, также предусматривается отдельно стоящий экран большей диагонали 55”-65” и моторизованная камера для комфортной видеоконференцсвязи. В другом случае, может быть установлено персонализированное устройство видеоконференцсвязи.
Руководитель имеет дополнительно установленные телефоны для оперативной конференц-связи при возникновении ЧС, а также может иметь возможность перехвата любого рабочего места оператора для управления и/или принятия решений.
Серверная
Серверная располагается в отдельном помещении с принудительным кондиционированием, а также специализированными системами пожаротушения.
Серверная предназначается для расположения всех центральных коммутационных систем мультимедиа – центральной коммутации, серверов и кодеков видеоконференцсвязи, аудиопроцессоров и звуковых усилителей мощности, процессоров управления.
Дополнительно, по требованию и назначению помещения, компьютеры диспетчеров могут быть установлены удаленно в серверной, а управления обеспечено посредством KVM-удлинителей, включая передачу звука – таким образом, предотвращая несанкционированный доступ к интерфейсам компьютеров.
Серверное помещение должно иметь беспрепятственный доступ техническими специалистами для быстрого доступа и оперативного устранения возникающих неполадок, которые могут возникать во время эксплуатации системы.
Серверные шкафы могут иметь стеклянные или металлические фронтальные двери, а также должны иметь удобный доступ с обратной стороны для подключения кабелей и других интерфейсов. Монтажные стойки должны иметь запасное пространство между оборудованием, а также специализированные отверстия в верхней и нижних частях шкафа для циркулирования воздушных потоков и охлаждения оборудования, поддерживания рабочего температурного режима.