Ядерная физика в России на рубеже XX-XXI веков не стояла на месте. Несмотря на кризис 90-х годов, объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ) внес огромный вклад в развитие современной науки.
Лаборатория этого института является ведущей по синтезу сверхтяжелых элементов. В ней были открыты все новые химические элементы, начиная с 114-го и заканчивая 118-м, последним известным на данный момент.
За бесценный вклад лаборатории, многие элементы получили названия в честь нее: 105-й элемент назвали дубнием, в честь города Дубны, в котором располагается лаборатория; 114-й элемент — флеровием, в честь основателя лаборатории; 115-й — московием, так как Дубна находится в Подмосковье, а 118-й — оганесоном, в честь ведущего ученого лаборатории — Юрия Оганесяна.
118-й является наиболее тяжелым из полученных, но по мнению ученых, он является далеко не последним. В теории может быть бесчисленное количество таких синтетических элементов, все ограничивается только доступными на данный момент технологиями.
В ближайшее время ученые намерены синтезировать два новых элемента. По предположению ученых 119-й и 120-й будут крайне нестабильными из-за чего просуществуют очень короткий промежуток времени.
"Фабрика сверхтяжелых химических элементов"
В конце марта 2019 года ученые запустили новый ускоритель ДЦ-280. По расчетам он будет создавать в разы больше сверхтяжелых ядер, чем на ускорителе минувшего поколения, позволяя проводить синтез этих химических элементов в большом количестве.
Когда ученые проектировали ускоритель, они использовали весь накопленный мировой опыт и смогли оптимизировать эффективность и затраты на строительство. Это позволило создать намного более компактную и дешевую установку, чем у западных коллег.
ДЦ-280 спроектировали ученые института под руководством Георгия Гулбекьяна, но многие ключевые элементы ускорителя были созданы странами-участниками проекта.
Что дальше?
На данный момент ученых больше интересуют уже синтезированные элементы, чем открытие новых. Поэтому они хотят сконцентрировать внимание вокруг наиболее перспективного — 118-го. Оганесон замыкает 18-й ряд благородных газов, а значит в теории должен вступать в химические реакции.
Увы из-за большой нестабильности это не представляется возможным на данный момент. Потребуется разработка специальной методики, по которой будут проводиться опыты. Поэтому пока на ускорителе будут изучать коперниций, флеровий, московий.
Исследования в области ядерной физики всегда были сильной стороной российской науки. На данный момент мы являемся лидерами в синтезе и исследовании сверхтяжелых химических элементов. Будем надеяться ученые не будут сбавлять темпы и вскоре мы увидим новые удивительные открытия :)