Резной терем в костромской глуши построил ещё в 1897 году крестьянин Мартьян Сазонов для своей молодой жены. Тут многие могут удивиться: "Ничего себе как жили крестьяне!" Но в те времена крестьяне, скорее, были фермерами и предпринимателями, крепостное право же отменили. В частности, крестьяне из Костромской губернии работали плотниками и строителями - именно они практически отстроили в те времена Москву и Петербург.
Откуда точно Сазонов взял проект терема, достоверно не известно. Но есть все основания предполагать, что это вполне мог быть проект Ивана Роперта - родоначальника русского стиля в архитектуре. А сам Мартьян вполне мог привезти его из Парижа, куда он ездил работать на архитектурной выставке.
Но вернемся в современность.
В советское время тут был сельский клуб и сельсовет. Но потом район укрупнили, сельсовет закрыли, деревни вокруг вымерли, а про терем забыли.
⠀
Настолько, что он даже не существовал на бумаге: не было никаких документов и невозможно было найти первоначального собственника.
Много лет подряд сюда заезжали разве что наиболее упертые и подготовленные джиперы, способные пробраться через Чухломские болота.
⠀
Обрести вторую жизнь терему помог предприниматель и финансист Андрей Павличенков с женой Ольгой Головичер. Они выкупили терем у государства и восстановили его максимально близко к оригиналу.
Почему и зачем?
Сам Андрей говорит, что просто не мог иначе. С детства он ходил в походы, в том числе и по Костромской области. Интернета тогда не было, нормальных карт толком тоже. И вот однажды он наткнулся на удивительный терем в лесу.
Сначала просто приезжал периодически и вместе с волонтерами пытался спасти здание от разрушения. Администрацию района волновали совсем другие проблемы, поэтому Андрею стало понятно, что надо всё брать в свои руки. Но перед покупкой надо было ещё доказать, что терем существует, ведь по бумагам его не было в принципе.
Откуда деньги на покупку и реставрацию? Сам Андрей рассказывает, что ему в 2008 году удалось удачно сыграть на бирже. Но если бы он знал, сколько сил и денег потребуется на реставрацию, никогда бы не стал в это ввязываться. Да из архитекторов и реставраторов мало кто верил в успех предприятия.
Тем более, что это была именно реставрация, а не обычный ремонт. Терем был разобран до основания, все бревна пронумерованы, всё, что можно было отреставрировать, было отреставрировано и использовано, новые элементы сделаны максимально близко к оригиналу. Даже гвозди были использованы "те самые". И терем был собран заново.
Если присмотреться, то можно увидеть, что разные части фасада покрашены немного по-разному. Дело в том, что оригинальные наличники и бревна решили не красить, а оставить как было.
А образцы старой краски отправляли на экспертизу, чтобы достоверно определить, какой цвет был во времена Сазонова.
С мебелью и интерьерами тоже получилось интересно. Понятно, что от оригинальной обстановки ничего не сохранилось, но когда местные жители узнали о новом владельце терема и познакомились с ним, они начали приносить старинную мебель той эпохи. Так что внутри получился практически настоящий музей.
С той лишь разницей, что в нем можно пожить. Получается такая ожившая сказка, в которую можно погрузиться по-настоящему. Сейчас можно остановиться либо в комнатах в самом тереме, либо в одном из нескольких дубль-домов, построенных в лесу рядом.
Сам Андрей говорит, что если идея со сдачей комнат в аренду прогорит, то он просто будет использовать терем в качестве дачи. Но, похоже, всё идет довольно неплохо: свободные даты надо специально "отлавливать" и бронировать отдых заранее.
Понятно, что ни о каком возврате вложенных в реставрацию денег речи не идет. Но зато терем обрел новую жизнь и теперь становится местом притяжения столичных туристов. Несмотря на то, что добраться сюда - отдельная история. Даже с учетом того, что дорогу до терема практически сделали заново.