Найти в Дзене

ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ

Оглавление

Русская революция в ноябре 1917 г. покончила с царизмом, изменила страну и привела к решающим переменам и в области искусства. Времена требовали выработки концепции искусства на службе действительности, повседневности; речь шла о «создании нового искусства для нового общества».

Все авангардистские течения того времени — лучизм, супрематизм, конструктивизм — ставят задачу (хотя и на различном материале и с различными решениями) разработки нового художественного языка, свободного от оков традиций XIX столетия.

Кроме того, годы, непосредственно предшествующие революции, были отмечены знакомством с европейскими художественными новинками благодаря деятельности коллекционеров Щукина и Морозова, чьи собрания включали произведения Пикассо, Анри Матисса, Поля Сезанна, а также переводам манифестов футуризма, поездкам самих художников в Берлин и Париж.

Новизна идей приводила к смешению формальных проявлений, давая начало кубофутуризму, в котором кубистическое преломление действительности объединялось с полным динамизма напряжением форм. К этому движению примкнет среди прочих и Казимир Малевич. В его картине Точильщик 1912 г. сидящая за работой фигура расчленена и проанализирована со всех точек зрения, чтобы вновь сложиться воедино во вращении точильного колеса, задающего движение всей композиции.

Следующий шаг — лучизм, манифест которого в 1913 г. провозглашает его как «синтез кубизма, футуризма и орфизма».

Казимир Малевич, Сенокос. Москва, Третьяковская галерея.
Казимир Малевич, Сенокос. Москва, Третьяковская галерея.

Владимир Татлин, Продавец матросок. Москва, Театральный музей имени А. А. Бахрушина.
Владимир Татлин, Продавец матросок. Москва, Театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Ведущие представители этого направления Михаил Ларионов и Наталья Гончарова создают композиции, пронизанные штрихами, подобными заостренным стрелам (откуда и само название «лучизм»), выполненными яркими, произвольно выбранными красками, за которыми исчезает сюжет картины.

В обстановке творческого подъема первых послереволюционных лет начинается теоретическая разработка абстракционизма, развивает свои идеи супрематизма Малевич, увлекается конструктивизмом Владимир Татлин.

Предполагается создать музеи и галереи во всех городах России, Кандинскому поручают организовать сеть музеев для художественного воспитания народа. В эти годы в художественной школе Витебска работают такие мастера, как Марк Шагал и Казимир Малевич.

Годы, последовавшие за кончиной Ленина в 1924 г., и приход к власти Сталина знаменовали резкое изменение курса в направлении подавления зарождающихся идей и творческих импульсов. Центральный комитет партии осуждает абстракционизм, искусство становится инструментом политической пропаганды, от него требуется ясность, от художника — четкость позиции; так рождается социалистический реализм, одним махом сметающий все предыдущие достижения.

Михаил Ларионов, Лучистская композиция: господство красного, 1911–1913. Нью-Йорк, Музей cовременного искусства.
Михаил Ларионов, Лучистская композиция: господство красного, 1911–1913. Нью-Йорк, Музей cовременного искусства.

ВЕРХОВЕНСТВО НАД ПРИРОДОЙ: КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Если Василий Кандинский создает свою Первую абстрактную акварель в 1910 г., сопровождая ее рассуждениями, изложенными в 1909 г. в Духовном начале в искусстве, Казимир Малевич движется сколь возможно дальше в этом направлении, вплоть до создания Черного квадрата на белом фоне (1913), который, как явствует из названия, является не чем иным, как гладким черным квадратом, написанным густыми однородными мазками на простом белом фоне. Упрощение, крайняя радикализация живописи, которая как бы сводится к нулю, опустошается, лишается присущих ей инструментов. На пути, приведшем Малевича к этой стадии, его кубофутуристические эксперименты 1911–1913 гг. и формальное упрощение, по сути своей заимствованное у Фернана Леже: в тот период формы обыгрывались как композиции элементарных геометрических фигур, в которых тем не менее узнавались еще конкретные сюжеты: фигуры или пейзажи.

Казимир Малевич, Супрематическая композиция: белое на белом, 1918. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Казимир Малевич, Супрематическая композиция: белое на белом, 1918. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Следующий шаг на пути к супрематизму объясняет сам Малевич в 1915 г. в составленном им манифесте: «Под супрематизмом я понимаю верховенство чистых ощущений в искусстве. С точки зрения супрематистов внешние очертания натуры не представляют никакого интереса […] Искусство достигает «пустыни», где нет ничего узнаваемого за пределами ощущений». Манифест супрематизма, в создании которого участвует Маяковский, впоследствии будет включен в самый значимый теоретический текст Малевича Супрематизм как модель неизобразительности, переизданный в 1927 г. на немецком языке издательством Баухауза.

Казимир Малевич, Супрематическая композиция, 1914–1915. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Казимир Малевич, Супрематическая композиция, 1914–1915. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Условная дата рождения супрематизма — 1915 г., когда Малевич участвует в Санкт-Петербурге в выставке «0.10». Скандал, вызванный элементарными геометрическими формами на простом белом фоне холста, был действительно большой. Само оснащение выставки было новаторским: полотна располагали в несколько рядов от пола до потолка, а знаменитый Черный квадрат на белом фоне поместили на месте, где в традиционных русских жилищах вешали иконы, то есть на внутреннем стыке двух стен вверху.

Казимир Малевич, Без названия, 1916. Венеция, собрание Пегги Гуггенхайм.
Казимир Малевич, Без названия, 1916. Венеция, собрание Пегги Гуггенхайм.

К развенчанию живописи присоединялась профанация православия. На самом деле эта живопись, внешне отрекавшаяся от типичной традиционной техники, была декларацией полного признания этого искусства, прокламацией «чистой» живописи, изображающей лишь саму себя и более не скованной узами объекта. Не было больше необходимости в правдоподобии, следования природе; речь шла скорее о выражении внутренних законов живописи путем сочетаний геометрически форм в пространственных отношениях между собой или с фоном, сочетаний плоскостей и цветов.

От отдельных геометрических фигур художник переходит к составлению форм в пространстве, часто создаваемых вокруг оси одной из фигур, относительно которой выстраиваются все остальные.

Казимир Малевич, Супрематические элементы: квадраты, 1923. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Казимир Малевич, Супрематические элементы: квадраты, 1923. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Идеи и произведения супрематистов представляют наиболее радикальное крыло абстрактного авангарда XX столетия, и их развитие приведет Малевича в 1918 г. к созданию Белого квадрата на белом фоне, еще более экстремальной и обеспредмеченной версии по сравнению с предыдущими вариантами. Новые неотложные задачи, поставленные Октябрьской революцией, заставят художника объявить о конце супрематизма, в некотором смысле являющемся и концом чистой живописи, и примкнуть к конструктивизму. Во всяком случае, коммунистический режим вскоре пресечет развитие абстракционизма: на показ произведений Малевича налагается запрет, их убирают в хранилища музеев, предпочитая им социалистический реализм, менее подрывной и внушающий большую уверенность.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

Казимир Малевич, 1913 Москва, Третьяковская галерея
Казимир Малевич, 1913 Москва, Третьяковская галерея

Самое знаменитое произведение Малевича, внешне безобидное и почти банальное, состоящее из простого черного квадрата на белом фоне, в эпоху своего создания оказало столь мощное воздействие, что стал ясен окончательный разрыв с живописной традицией.

«Когда в 1913 г. во время моих отчаянных попыток освободить искусство от буксира предметности я укрылся за формой квадрата и выставил одну картину, которая изображала лишь один черный квадрат на белом фоне, критики и публика сетовали: “Утрачено все, что мы любили. Мы в пустыне. Перед нами лишь только черный квадрат на белом фоне” […].

-10

Критики и публика считали этот квадрат непостижимым и опасным». Причина подобного недоумения заключалась как раз в простоте или, точнее, в радикальном формальном упрощении, предлагавшемся в произведении: поражал отказ от цвета, от традиционной композиции, от натуралистичной формы, от перспективы и, естественно, от сюжета, который был отброшен, сведен к нулю, закрашен.

-11

Малевич бросал вызов изобразительным условностям своим провокационным, экстремальным поступком, наводившим его творческий поиск на проблему формы. Под термином «супрематизм», которым он обозначал эти композиции, Малевич понимал окончательное преодоление натуры и системы ее изображения: созерцанию произведений искусства не должны мешать фигуративные элементы, оно должно служить возвышению духа, вызывать эмоции.

-12

Черный квадрат на белом фоне, — писал художник в своем теоретическом труде о супрематизме, — стал первой формой выражения совокупности необъектных ощущений: квадрат=ощущения, белый фон=ничто, то, что находится за рамками ощущений». В дальнейшем он создаст еще ряд работ с элементарными геометрическими фигурами, написанными черными красками, контрастирующими с белым фоном, но основной фигурой останется квадрат: круг, результат вращения квадрата, крест, получающийся из квадрата, разделенного на два прямоугольника, перпендикулярно наложенных друг на друга.

* * *

Процитировали 12 том "Большой Истории Искусства", 16-томника, который издательство СЛОВО переиздает в апреле.