Найти в Дзене

Поэма Баратынского "Бал" (2008)

Оглавление

Обзор произведения

                                                 Обложка книги Баратынского
Обложка книги Баратынского

Повесть в стихах создана в период с 1825 по 1828 год. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он состоит на гражданской службе, вступил в брак, а с выходом своего дебютного сборника ещё и приобрёл широкую известность. По жанру это - поэма, стихотворная повесть, по размеру - четырёхстопный ямб с парной, перекрёстной и охватной рифмовкой (оригинальная строфа, созданная в противовес онегинской).

В поэме "Бал" Баратынский создал тонкий психологический женский портрет, исследовал пути страстей, высмеял суету, которой принято отдавать лучшие годы.

Краткое содержание

Главными героями данного произведения являются: Арсений, Ольга, князь, его супруга Нина, её няня.

Сначала автор изображает роскошный бал у Петра, где все гости озадачены уходом жены князя, и расспрашивают его о причине её ухода. Он ответил им, что это из-за мигрени.

На самом же деле виной всему послужил приезд Арсения, частенько бывавшего в разных чужих краях. Нина очень сильно влюбилась в него и вскоре у них начался тайный роман.

После 2-3 дней их бурных отношений княгиня стала замечать его странную непроходящую грусть, холодность и даже равнодушие к ней.

Однажды заснув, Нина проснулась от восклицания любовника, думая, что он нарисовал её портрет, но на картине его княгиня увидела лицо молодой черноволосой и кудрявой незнакомки, довольно-таки красивое!

Преисполненная жгучей ревностью Нина заявила ему, что она сама в молодости часто меняла поклонников, а теперь остановилась. Арсений решил ей признаться и рассказал про свою первую любовь к Ольге, с которой он вместе рос.

Затем в юности он привёл в дом своего нового друга, который красивыми речами понравился его любимой девушке. Не смея терпеть ревность, Арсений в гневе назначил ему дуэль, в результате которой он сам был тяжело ранен, а по выздоровлении решил уехать в чужие страны, но и там не проходила его тоска по возлюбленной.

После этого откровенного разговора приезжий любовник перестал появляться у Нины, отчего она совсем зачахла. Её муж, заметив невыразимую печаль жены (в связи с полученным ею письма от Арсения, где он признался, что недавно встретился с Ольгой, тоже до сих пор влюблённой в него), посоветовал ей взбодриться и поехать вместе с ним на бал к Петру, на котором будут многие их друзья и в том числе Арсений с Ольгой.

Нина впервые после болезненного самочувствия нарумянилась, приоделась и прибыла на шикарный бал. Что-то непонятное здесь смутило душу княгини и в итоге она вернулась домой.

Сидя на кровати у себя в комнате, княгиня вдруг услышала свою маменьку-няньку, зашедшую зажечь лампаду и помолиться перед иконами. Она уже хотела вернуться к себе домой, но заметив неподвижно сидящую Нину, остановилась и поговорила с ней, удивляясь её грусти при таком любящем и богатом супруге! Она попросила княгиню дать ей руку, которая стала ледяной.

В результате княжна умерла, отравившись ядом от отчаяния. На её пышные похороны съехались светские господа со всей Москвы и вместо соболезнования князю, они начали о чём-то шептаться за его спиной.

На смерть Нины поэт написал стихи, а один известный в те времена дамский журнал напечатал статью о её гибели.

Фабула поэмы заключается прежде всего в проблеме страстей, в губительно однобоком развитии человека, в опасной разъединённости в личности "души и тела"!

                                      Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Философская составляющая поэмы

Значительное место в творчестве Баратынского занимает нравственная и философская проблематика, он стремится показать раздвоенность, внутреннюю противоречивость человеческой природы, в его поэмах бытовой план переплетается с философским. Всё это близко и творчеству Лермонтова.

Несмотря на творческие связи Лермонтова и Баратынского, между ними обнаруживаются существенные различия. Лермонтовской жажде действия противопоставлены эмоциональная сдержанность, "спасительность" бездействия у этого поэта. Схожий для Лермонтова и Баратынского конфликт с современным обществом приобретает различное разрешение: у Лермонтова это полемично-психологические отношения, а у Баратынского - разлад как полная безответность, "глухота" мира.

Романтика в произведении

В 1820-30-е годы рядом с романтической поэмой возник и начал развиваться жанр стихотворной повести. В литературе 19 века этот жанр был представлен "Графом Нулиным" Пушкина и "Балом" Баратынского. "Бал" - бытовая, но трагическая, философская повесть, это соединение "метафизики и поэзии".

"Бал" - трагедия личности, раздираемой непреодолимыми страстями на глазах у равнодушного "света".

Изящное и странное повествование о светской львице княгине Нине, которая позволила после всех ветреных похождений себе роскошь влюбиться в печального мечтателя Арсения. Он не мог не заинтересовать её, а потом и вызвать в душе глубокое, вроде бы даже ответное чувство, но сам герой возвращается благополучной своей первой возлюбленной, которая сначала увлеклась его другом, но потом вернулась к нему. И Нина, познавшая силу глубокой любви, не может жить дальше, хотя вроде бы у неё уже всё есть и ей не о чем особенно переживать.

Баратынский всегда считался поэтом печали. Это сильно роднит его творчество с Лермонтовым. В поэме "Бал" у него всё окутано ореолом таинственности:

Глухая полночь - подчеркивает поэт, но в освещённый дворец съезжаются гости, чтобы стать свидетелями чужой драмы.

Невольно вспоминаются строки Грибоедова по тому же поводу:

Ну, Фамусов, умел гостей назвать,

Уроды с того света.

И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Наверное, что-то подобное испытывал каждый, кто оказывался в этой праздной толпе чужих в сущности людей, с которыми всё время приходилось сталкиваться, в этой странной толпе отыскать близкого человека, хотя чаще такие встречи заканчивались большими страданиями.

Терпимый к светскому обществу Баратынский не так категорично настроен. Но он показывает их полное равнодушие ко всем, кто находится рядом, и близким, и дальним. Самое большое, что они смогли заметить и отметить, это то, что княгиня поспешно уехала, и каждый снова занялся своими привычными делами: танцы, игра, интриги. Так будет продолжаться вечность, и невольно возникает сомнение, а живые ли это люди?

Образы главных героев

Наверняка, знавший поэму Лермонтов назовёт героиню "Маскарада" тоже Ниной. Хотя его персонаж станет прямой противоположностью яркой княгине Баратынского. Она бесхитростна и не искушена. И хотя итог для них один, но она "ни в чем не виновата", это бездушные люди из общества, вечно плетущие интриги, всё сделали для того, чтобы в душе её мужа закипела безумная ревность. Арбенин отравил свою невинную и горячо любимую жену. Герой не мог представить, что он станет жертвой сплетен и обмана всё того же высшего света, который он презирал, но с мнением его не мог не считаться, потому что оставался его частью.

                                                 Иллюстрации к поэме Баратынского
Иллюстрации к поэме Баратынского

Творец интриг и страстей Лермонтов не мог сравниться с печальным и изящным Баратынским, который рисует нам вполне обыденную историю, где человек сам создаёт те страсти и трудности, которых не может пережить. И насколько он блестящ, спокоен и счастлив в этом обществе, но только до того момента, пока не полюбил. Потому что там самый обыденный персонаж кажется зловещим:

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мёртвой на устах.

И так в мелких штрихах и деталях, где всё вроде бы узнаваемо, перед нами адский круг, то ярко освещенный, то погруженный во мрак. И внешнему блеску противопоставлено внутреннее состояние мёртвых душ. Героиня на фоне этой обстановки несомненно мила:

Как в близких сердцу разговорах

Была пленительна она!

Как упоительно нежна!

Какая ласковость во взорах.

Иронично замечает поэт, что она никогда не станет Пенелопой, но иногда похожа на Медею. И эта разрушительная обреченность, она рано или поздно обязательно даст о себе знать. Такие люди идут всегда до конца и самоуничтожаются. Но нужны ли подобные глубокие и яркие чувства в светском обществе? Вот о чём чаще всего думал поэт-философ, не лучше ли оставаться лёгким и весёлым мотыльком, не обращая внимание на происходящее в этом мире, на то, что думают и говорят о тебе другие?

Рано или поздно такая натура сталкивается с сильной личностью, которой на время готова подчиниться. Но страшно даже представить, что может быть, если тот, другой человек оставит её!

Мы во всех деталях знаем трагедию Анны Карениной. Здесь происходит нечто подобное. Она уже не может вернуться к прежней жизни, и Медея разрушает себя сама, на этот случай у неё всегда заготовлен яд, на этот раз в старинном восточном перстне. Но Арсений, тот, кто чувствует так же сильно, как и она, понимает, вероятно, главную вещь, что им не суждено быть вместе с княгиней. Потому он и выбирает не только юную, но и бесхитростную Ольгу, которая способна кокетничать и увлекаться, но не способна на отчаянные поступки и нечеловеческие страсти. Этакая демоническая натура героя страшна для Нины и странно привлекательна одновременно:

Он в разговоре поражал

Людей и света знаньем редким.

Глубоко в сердце проникал

Лукавой шуткой, словом едким.

И сразу же всплывает образ Арбенина, который на этот раз ушел от искушения, не захотел остаться с женщиной подобной Нине, он выбрал Ольгу, но мы знаем, как он расправится со своей юной женой. Правда такую историю в "Маскараде" нам уже расскажет Лермонтов.

Но перед нами в лице Арсения появляется несколько более глубокий и зловещий Онегин. И становится понятно, почему не только бесхитростная девушка Татьяна, но и княгиня Нина им покорена. Когда мы узнаём более широкий круг произведений 19 века, чем предлагают нам рамки школьной программы, то можно представить себе всех этих героев на том самом балу. И невольно создаётся единая картина.

Вот обиженная Софья рассказывает своим гостям о том, что её друг Чацкий явно стал сумасшедшим. Вот Болконский идёт, чтобы пригласить Наташу на первый в её жизни танец. Промелькнула Нина, и браслет с её руки остался лежать на полу. Но его поднимет княгиня для того, чтобы отдать случайному знакомому, как собственный подарок и назначить свидания. А вот и наша героиня в последний раз пришла на бал, чтобы взглянуть на своего любимого, уже обручившегося со своей невестой. Все говорят о том, что она его спешно покинула и тут же переключаются на других гостей.

И неискушенная няня её не понимает, отчего это Нина так недовольна своей жизнью?

Как погляжу я, полон дом,

Не перечесть каким добром.

Ты роду-звания большого,

Твой князь приятного лица.

Душа в нём кроткая такая,

Всечасно высшего творца

Благословила бы другая...

И на самом деле у неё нет причин для отчаяния, кроме одной - она не хочет оставаться в бездушном мире, где нет любимого человека, и всё представляет собой только беспечную игру. У неё всё есть, но она несчастна - и в этом заключается основная беда главной героини.

Спокойно реагируют на её уход и милый муж, и бывший любовник, и только поэт напишет о ней несколько строк и их напечатает журнал. Всё. Колесо жизни вертится дальше, сбрасывая тех, кто оказал сопротивление и посмел мечтать о настоящих чувствах. Она грешна, она совершила самоубийство, но только к ней обращен взор печального поэта, певца пиров и грусти томной.

И самое удивительное, что и грешная страстная Нина у Баратынского, и ни в чём не повинная Нина поэмы Лермонтова, столкнувшись с обществом, обречены погибнуть. Но может быть отрава, это не только яд в бокале вина, а и та жизнь, которая блестяща внешне и убийственна для многих?

Обществу всегда были чужды те, кто способен на глубокие сильные чувства, потому что это они создают главные проблемы. Они заставляют других видеть собственную бездушность и пустоту.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал все любители чтения классической литературы как в прозе, так и в поэзии!)