Согласно лютеранским традициям имя у неё было очень длинное - чтобы как можно больше святых помогали в жизни. Принцесса Элизабет Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась 1 ноября 1864 года. Елизаветой (на немецком - "Elisabeth") её назвали в честь принцессы из венгерской династии, католической святой, Елизаветы Венгерской.
Через 8 лет в семье великого герцога Гессенского Людвига IV и Алисы Великобританской (дочери британской королевы Виктории) родилась принцесса Алиса. Судьбы обеих сестёр были связаны с Россией. Принцесса Алиса вышла замуж за российского императора Николая II и стала императрицей Александрой Фёдоровной. Элизабет стала великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича Романова (пятого сына императора Александра II).
Сегодняшняя статья о том, как человек, изначально совершенно далёкий от России, смог стать русской святой.
Важно отметить то, что с самого детства девочки получили хорошее образование. Гессенский дом также придавал большое значение религиозности. Воспитывались сёстры при английском дворе своей бабушки, королевы Виктории.
Елизавета повзрослела довольно рано. Когда ей было 14, от дифтерии умерла её мама, Алиса Великобританская. Елизавета стала одной из старших в семье и была ответственна за воспитание сестёр (ведь самая старшая сестра, Виктория, рано вышла замуж и покинула родительский дом). Итак, уже с самого детства Елизавета чувствовала себя ответственной за других - такой она и оставалась до конца своих дней.
Поклонников у принцессы было много. В качестве потенциального жениха для Эллы (так Елизавету называли дома) рассматривали её кузена, герцога Фридриха II Баденского. Ухаживал за ней и кронпринц Вильгельм (позже он стал последним германским императором Вильгельмом II). Но так как у Гессенского дома были особые отношения с династией Романовых, судьба Елизаветы сложилась иначе. На одном из семейных праздников она влюбилась в великого князя Сергея Александровича. Они были знакомы с самого детства. Королева Виктория была против этого брака. Возможно потому, что ещё в молодости у неё были безответные чувства к Александру II.
У Сергея Александровича была не самая лучшая репутация - его считали слишком эксцентричным, самоуверенным и грубоватым. Он был старше своей невесты на 7 лет. Карьеру он сделал ещё при Александре II, а в 1891 году стал генерал-губернатором Москвы.
Елизавета настояла на своём и в ноябре 1883 года состоялась их помолвка, а 3 июня 1884 году прошло их венчание. Супружеская пара поселилась во дворце Белосельских-Белозёрских.
Безусловно, супруг повлиял на духовную жизнь княжны. Однако в православие Елизавета Фёдоровна перешла не сразу - она могла оставаться в лютеранстве. Супруг не принуждал к переходу в православную веру, поэтому это был личный выбор Елизаветы (она приняла православие после того, как вместе с мужем совершила паломничество в Святую землю).
Говоря современным языком, Елизавета интегрировалась очень быстро. Помимо религиозных аспектов стоит отметить и языковые. Ей удалось выучить русский язык так хорошо, что говорила она без акцента (на русском она говорила лучше, чем императрица Александра Фёдоровна).
Возвращаясь к теме отношений княжны и Сергея Александровича Романова, приближённые к ним люди говорили, что в браке Елизавета была несчастна. Страсти между ними никогда не замечали, детей у них также не было. Возможно, было какое-то заболевание. Александр III, брат Сергея Александровича, писал: "Как жаль, что Сергей и Элла не могут иметь детей".
Великого князя Сергея Александровича многие считали одиозным человеком. Мрачным эпизодом в его карьере стала катастрофа на Ходынском поле (18 мая, 1896 г.) - тогда в давке погибли 1389 человек (по официальным данным). Люди винили в этой трагедии генерал-губернатора и даже прозвали его "князем Ходынским". Однако стоит выделить и положительны аспекты: историк Сергей Виватенко отмечает, что при его правлении Москва заметно похорошела (1891-1905 гг.): появилось больше бульваров, трамваев, булыжных мостовых...
Сама Елизавета Фёдоровна была сильным человеком. 4 февраля 1905 года в экипаж её мужа бросили бомбу. Сергей Александрович Романов умер на месте. После этого трагического события Елизавета Фёдоровна приняла решение покончить с прежним образом жизни. Она очень тяжело переживала смерть своего супруга.
Елизавета Фёдоровна даже просила императора Николая II о помиловании Ивана Каляева, революционера, который убил её мужа. Однако прошение было отклонено. Вскоре она продала все свои драгоценности и отдала в казну ту часть, которая принадлежала династии Романовых. На оставшиеся деньги княгиня приобрела усадьбу с 4 домами. Там, в 1909 году, она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где работали вдовы и незамужние девушки, которые занимались благотворительностью и медицинской работой, заботились о бедных и больных.
Елизавета Фёдоровна монахиней не была, однако ходила в белом монашеском одеянии. Спала она на деревянной кровати без матраса, навещала больных. А во время Первой мировой войны княгиня помогала как раненым, так и военнопленным.
В то время её взгляды очень отличались от взглядов сестры, императрицы Александры Фёдоровны. Елизавета Фёдоровна не верила в мистику и не признавала целителей, в том числе и Распутина, который очень хотел с ней познакомиться (они ни разу не общались и не виделись вблизи - Елизавета его избегала).
Когда началась революция, княгиня осталась в Москве. Вначале её не трогали. Немецкий посол Вильгельм фон Мирбах несколько раз пытался встретиться с княгиней и хотел убедить её покинуть Россию (возможно, это было указание Вильгельма II, ведь Елизавета была его первой любовью). Однако уезжать княгиня отказалась.
7 мая 1918 года Елизавету Фёдоровну выслали в Екатеринбург и разместили в гостинице "Атамановские номера". Личные вещи ей взять не разрешили. Чуть позже её, вместе с другими князьями, выслали в город Алапаевск. Их разместили в местной школе. В середине июня для них ввели тюремный режим, запретив прогулки. В ночь на 18 июля 1918 года их вывезли в лес и скинули в заброшенную шахту, которую забросали гранатами.
Вот так трагически закончилась жизнь не только Елизаветы Фёдоровны, а также и пяти князей из династии Романовых, Фёдора Семёновича Ремеза (управляющего делами великого князя Сергея Михайловича) и сестры Марфо-Мариинской обители Варвары.
Некоторые ещё оставались живы несколько дней после падения в шахту - умерли они от голода и ран. Когда Белая армия заняла Алапаевск, останки убитых извлекли из шахты. Оказалось, что Елизавета Фёдоровна оторвала от своей рясы кусок ткани и перевязала рану великого князя Иоанна Константиновича. Даже в последние дни своей жизни, понимая, что конец близок, Елизавета Фёдоровна проявляла доброту и милосердие.
При написании статьи были использованы знания, полученные благодаря подкасту "Виват история". Замечательный подкаст - рекомендую!
Спасибо, что читаете меня! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!