Продолжаем разговор о сериале «Романовы. Царское дело».
В сегодняшней публикации речь пойдёт о правлении Петра Великого.
Пётр I Алексеевич Романов (1682-1725).
О правлении Петра нам известно, пожалуй, более чем о предыдущих царях и последующих императорах. Немало художественных фильмов снято о нём в советскую пору: двухсерийный довоенный «Пётр Первый», многосерийные «Юность Петра», «В начале славных дел» (все три фильма по роману А.Толстого), «Россия молодая», а потом уже и в России снимались фильмы о Петре. Правда, российские были сняты на более слабой литературной основе, да и актёрские ансамбли уступают прежним.
Поэтому остановлюсь на том, что меня зацепило в этом документально-художественном сериале, в котором выступает немалое число историков, превозносящих всех царей и императоров и их дела.
О троевластии нам было известно и ранее: Софья, Иван, Пётр. И все Романовы. Разве что у первых двух и у Петра отец был один, но матери разные.
Это троевластие длилось 7 лет, закончившись в 1689 году с последним стрелецким бунтом, спровоцированным Софьей в ту пору, пока Пётр был в Европе с «великим посольством», растянувшимся на полтора года. Там он, судя по надписи на его кольце, занимался ученичеством: «я ученик и ищу учителей».
Замечу: можно по разному относиться, как к этому «посольству» (государство полтора года без царя), так и к царскому стремлению осваивать не науку управления огромным государством, доставшимся ему, а ремёсла, которыми надлежало заниматься его подданным.
«К 25 годам Пётр владел 14-ю ремёслами. Носил с собой зубоврачебные щипцы, вырывал зубы приближенным. Но любимым делом было токарное».
Поистине достойное царя дело – дёргать зубы (здоровые, в том числе) приближённым.
И резюме «историков», занятых в сериале: «царь был труженик».
Некоторые со мной, наверное, не согласятся, но я считаю, что каждый должен, в первую очередь, заниматься своим делом. И делать его хорошо. А государи не просто хорошо, но и мудро.
А зубодёргание, как и токарное ремесло – это у «труженика» могло быть хобби для успокоения и отдохновения от государевых забот.
Единственное, что радует – аистов не учил летать и амфоры на морском дне не искал.
Если В.И.Ленин говорил о том,
«чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»,
то первый российский император взялся за освоение рабочих ремёсел, наверняка, в ущерб государственным делам, отдав их на откуп таким сподвижникам, как князь кесарь Ромодановский, Меншиков или Долгоруковы. Результаты их управления наиболее ярко стали видны после смерти Петра, на протяжении долгих лет, вплоть до прихода Екатерины II.
Тогда же Пётр, если верить авторам сериала, сказал: «нам нужна Европа на несколько лет, а потом мы должны повернуться к ней задом».
Мудрые слова. Мысль, на мой взгляд, правильная, только, к сожалению, эти планы разминулись с делами на пару столетий. Как при нём началось – если не у него самого, то у многих подданных при его власти - преклонение перед Западом, так и после него оно продолжалось и разрасталось.
Одно то, что те же российские императоры были русскими не по крови, - Александр III, к примеру, лишь на 1/64 был русским по крови - а лишь по воспитанию, говорит о многом, в частности, о засилье немцев в России.
Авторы, относящиеся к монархическому правлению, к царям и императорам с нескрываемым пиететом, с нескрываемым поклонением, с придыханием рассказывают о реформах Петра, начавшихся в 1699 году. Краткое их перечисление таково: введено новое летоисчисление в России, европейское платье в среде дворян и служивых людей, указ Петра «О наборе рекрутов».
И ещё.
Начал брить бороды подданным. Правда, как отметили авторы: для молодёжи «красные каблуки были важнее всяких бород и общество быстро осваивает новинки, которые были симпатичны».
А чего ожидать, если «окно в Европу» нараспашку. И жена каждого нового российского императора – немка либо датчанка. А как молодёжь схватывает показное, не всегда умное и ценное, мы и сами знаем.
Но брили бороды не всем. Кто уж совсем безбородым не мог и не хотел быть, тот мог откупиться. Существовал дифференцированный налог за ношение бороды.
В ту пору
«Налоги брались со всего – деньги нужны были на флот, на армию, на войну со Швецией, получившую название Северной, которая длилась 21 год».
«Всё подчинено одной цели: Россия должна победить шведов любой ценой».
Кто-то после этого смеет упрекать Сталина?
Такое напряжение сил дало плоды: в 1702 – взятие Нотебурга, древнего русского Орешка. Правда, почему-то городу не возвратили прежнее имя, а переименовали в … Шлиссельбург. Похоже, не подоспело к Европе «повернуться задом».
Продолжим перечисление сделанного первым российским императором. Воспользуемся его помощью.
В своём журнале Пётр записывал свои деяния. Накопилось немало. За 25 лет: созданы регулярная армия и военно-морской флот, первая военно-морская крепость Кронштадт, появились новые города: всего в количестве семи. Помимо нового летоисчисления, о котором уже упоминали, гражданский алфавит, первая газета и первый музей. Первая академия и Сенат. Учреждена табель о рангах - за хорошую службу мужик мог стать дворянином, военный получал больше гражданского чиновника того же чина.
Кстати о новых городах. Без Санкт-Петербурга никак не обойтись. Кратко о нём.
В мае 1703 года был взят Ниеншанц, и на берегу Невы Пётр заложил город.
В 16 мае 1703 на Заячьем острове заложена крепость Святого Петра (Петропавловская крепость) – первое сооружение будущего города (уже она называлась Санкт-Питер-Бурх на голландский манер или Санкт-Петербург – на немецкий). Обращаю внимание на названия – так мы повернулись задом к Европе.
«Пётр считал, что небесным покровителем новой столицы должен быть Александр Невский» .
Из Владимира перевозят мощи Александра Невского и царь основывает Александро-Невский монастырь, в котором те мощи должны храниться.
Но тут я услышал нечто, что не могу понять до сих пор. Нам на голубом глазу сообщают, что:
«монастырь основывается на том месте, где по преданию в «ледовом побоище» Александр Невский разбил шведов». Оп-па! Это как?
Верно, князь Александр Ярославич разбил шведов на Неве, но было это 15 июля(!) 1240 года. Летом!!!
А «ледовое побоище» было на Чудском озере двумя годами позже. Ранней весной, когда лёд ещё держался!!! И бил он там тевтонских рыцарей (всё тех же немцев). Где Нева и где Чудское озеро! И немцы не одно и то же, что шведы.
Но самое скандальное в этом эпизоде заключается в том, что в сериале занято с десяток разных «историков» и «экспертов». Консультанты, одним словом!
При консультантах советской поры таких откровенных залепух я не помню.
Но вернёмся к строительству новой столицы.
Чтобы посмотреть, как строится Петербург, царь Пётр вставал в 5 утра. «Иностранцы удивлялись, как строится новый город на болотах, посреди тайги».
Меня поразило это – «посреди тайги». Согласен, город строился на месте, покрытом сплошными лесами и болотами. Но тайга?..
Хотя, допускаю, авторам, а до них иностранцам, виднее.
Но то, что город строился, по сути, по капризу царя – это точно.
«Дело в том, что русские, угро-финны и шведы, жившие в устье Невы, в этом месте никогда не селились, потому что в городе до строительства дамбы (современной) за триста лет произошло триста наводнений! (Во как! Ежегодно! Подложил царь-батюшка «подарочек»). Город можно было строить выше на два километра, и никаких потопов бы не было! Но Петр был государственным романтиком. Ему хотелось, чтобы это был новый Амстердам…» (Опять же – самодержец). (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/stolitsa-rossii-v-chuzhom-ghosudarstvie-tainy-stroitielstva-ietierburgha) .
И уж совсем ни в какие ворота:
«Город был объявлен столицей в 1712 году, а мир со шведами был заключен в 1721-м. Поэтому девять лет, что уникально для мировой истории, столица была на территории чужого государства! Это была беспрецедентная вещь!» (Источник: тот же).
«В Петербурге хотел видеть то, что ему нравилось в Европе».
«Пётр создает новую столицу, рассчитанную на дворянское сословие, на дворянскую Русь, на служивых».
«У порога Петербурга шла Северная война, и Пётр долгое время не был уверен, выживет ли этот городок. Выжил».
На память пришли слова какого-то иностранца, сравнившего расположение новой российской столицы с мизинцем на ноге человека! Но никто и посметь не мог спорить с Великим Петром. С самодержцем, которого ныне славословят авторы сериала, не больно-то поспоришь, своя голова дороже.
Выходит, правы были большевики, поменяв в 1918 году Питер на старую столицу, Москву.
Но тут я сделал для себя новое «открытие», услышав от одного из «историков» в сериале о том, что
«Пётр был искренне верующим человеком и даже любил петь в церкви на клиросе».
Эт надо же! А я-то, наивный, памятуя о том, что многие верующие – а старообрядцы все поголовно – звали его антихристом, что царь упразднил патриаршество, а главное – помня о его «всешутейшем, всепьянейшем и сумасброднейшем соборе", отличавшимся огромным количеством ненормативной лексики, использовавшейся его «прихожанами», а по-русски - самого отборного мата, не меньшим количеством водочных возлияний, то бишь сплошным пьянством, считал его чуть ли не безбожником.
«Собор» тот, как считают многие настоящие историки «был создан с главной целью — дискредитации церкви».
И тут большевики 1920-х, начала 1930-х отдыхают или нервно курят в сторонке, завидуя царскому размаху антирелигиозной пропаганды.
И просуществовал он «около 30 лет — с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя слоями общества как Антихриста».
А уж как тот царский «собор» отразился на морали в обществе и говорить нечего: пить до поросячьего визга и матершинничать не возбраняется, сам царь пример показывает. А что касается Петром же учреждённой медали «За пьянство», то царь-то отличался непредсказуемостью, иногда сумасбродством. А может, напоминал, что позволенное царю сотоварищи, не позволено быдлу. Да и не был Пётр дураком, понимал, что и работать люди должны.
В заключительной части моих заметок – о жене Петра I Екатерине, сыне Алексее и о том, что в своих заботах, в своих 14-ти ремёслах царь-император как-то не удосужился вовремя позаботиться о своём преемнике, наследнике престола. Из-за чего вскоре после его смерти начнётся полоса дворцовых переворотов и бездарного правления случайных правителей России.
Начнём с Екатерины, она же Марта Скавронская, о которой авторы сериала то ли с иронией, то ли ляпнув, сообщают:
«Марта Скавронская появилась в русских частях во время Северной войны».
Ну, как же, помним, как она, будучи «взята на шпагу» лихим драгуном Федькой, немало «кувыркалась» с ним под телегой (фильм «Пётр Первый" 1937 года). А потом попала к Шереметеву, от него к Меншикову, от того к Петру. Кто был до Федьки и что было в жизни Марты, в истории покрыто мраком.
В 1704 г. Марта была крещена в Екатерину.
А далее с экрана прозвучало:
«В 1712 году в новом зимнем дворце, в новой столице Петр справил свадьбу со своей женой Екатериной Алексевной». «Женится не как царь, а как контр-адмирал Пётр Михайлов » (выделено в тексте автором).
Пикантная деталь, на которую, наверное, мало, кто обращал внимание. Её пикантность заключается даже не в том, что «справил свадьбу со своей женой». Этим нонче никого не удивишь: многие живут в «гражданском браке».
Важно другое: царь-батюшка женится, будучи женатым на Евдокии Лопухиной, которую он сослал в монастырь, когда завёл себе в Немецкой слободе полюбовницу Анну Монс.
Потому-то и женился не под своим именем. И, несмотря на такую «конспирацию», всё равно стал двоеженцем.
Но на время оставим Екатерину, перейдём к другим событиям и проблемам в жизни царя Петра.
В 1721 году, наконец-то, заканчивается война – подписывается мирный договор со Швецией.
«Но при этом за всё было заплачено, за Прибалтику несколько миллионов талеров» сообщают нам авторы сериала.
«22 октября 1721 года от Сената и Синода в присутствии народа был преподнесен титул императора, отца Отечества и Петра Великого».
При этом император Пётр I
«был непритязателен и скромен в быту, старался меньше тратить на себя. При нём двор был малочислен и непритязателен».
Ой ли? А как же Меншиков, который воровал миллионами. И государь прекрасно знал об этом. Знал и то, что все из его окружения тоже воровали. Наверное, многие помнят об ответе Ягужинского на идею Петра вешать всех коррупционеров, если те наворовали хотя бы на стоимость верёвки.
Выходит, на себя Пётр тратил мало, был неприхотлив в быту, зато его окружение отнюдь не следовало его примеру.
О проблемах, к концу царствования навалившихся на Петра.
Первая из них – старший сын Алексей. Поскольку к тому времени Пётр становится реальной угрозой для Европы (сильная Россия никому там не нужна), та делает ставку на Алексея. В 1718 году Алексей, будучи обвинённым в измене, приговорённым к смерти, умер в Петропавловской крепости.
Возникла реальная проблема престолонаследия, поскольку сыновья от Екатерины все умерли.
И тогда
«По Указу от 1722 года Пётр получает право сам назначать преемника, выбор пал на собственную жену».
«В мае 1724 года состоялась коронация, в манифесте Пётр ссылался на заслуги Екатерины в деле заключения мира с Турцией».
«Последние годы жизни Петра проникнуты тёплыми чувствами к Екатерине».
«Тогда же в 1724 году Пётр узнаёт об измене Екатерины. Её камергера Вильяма Монса арестовывают».
Я плохо себе представляю, как согласовать «тёплые чувства» и измену Екатерины. Про казнь Вильяма Монса и его отрубленную голову в комнате у Екатерины – в сериале ни слова.
Но самое, на мой взгляд, страшное для императора было узнать, что все из его окружения знали об этой связи – Меншиков, родственники, иные «птенцы гнезда Петрова». Не только знали, но и пресмыкались перед Монсом. Такое называется однозначно - предательство.
«Настроение и здоровье Петра ухудшились в январе 1725 года. За два дня до своей смерти повелел помиловать всех приговорённых к смерти, чтобы они молились за него. В момент смерти написал на грифильной доске: «Отдайте всё…», выронив грифиль, скончался, не оставив наследника».
Государь осваивал ремёсла, а на то, чтобы заранее подготовить наследника, составить завещание, передать построенную им империю в надёжные руки, у него времени не хватило. К чему это привело впоследствии, мы прекрасно знаем.
Собор Петра и Павла, где Пётр хотел быть похоронен, не был достроен, и забальзамированное тело Петра было предано земле лишь через 6 лет. С тех пор собор Петра и Павла стал главной усыпальницей империи.
«Для Петра «царствование было – высшая ответственность и служба». «На своём месте он хотел показать, как каждый должен работать». Со времён Петра Великого окно в Европу было распахнуто, а Московское царство стало именоваться Российской империей».
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.