Полет стаи фламинго – завораживающая цепочка красных огоньков в небе. Эти огоньки горят то белым, то ярко-розовым цветом, создавая впечатление огненных вспышек. Увидев это воочию, понимаешь, откуда у этих птиц такое название: flamma переводится с латыни как «огонь, пламя». Фламинго, как и множество других редких птиц, можно повстречать в Азербайджане – в Ширванском национальном парке.
Переночевав где-то в зарослях тростника, фламинго неожиданно появляются из обрывков утреннего тумана и, сделав почетный круг над озером, грациозно приземляются на водную гладь.
Зимующие в Ширванском национальном парке фламинго поначалу кажутся немного несуразными: тонкие ноги и шея, слишком длинная по сравнению с туловищем. Но, взлетая, они распахивают свои огненные крылья с черной каймой, и в синем небе вспыхивает настоящий «фейерверк» красок.
В Ширванский национальный парк, расположенный на границе Гарадагского, Сальянского и Нефтчалинского районов Азербайджана, прилетает на зимовку около 230 видов птиц. Каждый день с рассветом тихое озеро превращается в шумный птичий город.
Вода занимает четыре гектара территории Ширванского парка. Эта «птичья Венеция» имеет свои дороги, кварталы и районы. Стайные виды птиц стараются держаться вместе. Рядом с колонией фламинго спокойно плавают пеликаны, на камышовых островках о чем-то «беседуют» белая и серая цапли, занимаются подводной охотой чомги-дайвингисты, на засохших ветках затопленных кустарников отдыхают бакланы. Все остальное пространство занимает тростник и… кашкалдаки.
Кашкалдаки, или лысухи, – это «полиция» озера. Птичий мегаполис буквально нашпигован этими маленькими «разведчиками». И в какую бы сторону озера вы ни направили свою лодку, будьте уверены, вас уже заметили и сообщили о присутствии чужака всем остальным.
Если попытаться подплыть к местным крылатым обитателям, то мгновенно сработает птичья «сигнализация». Первыми реагируют на крики лысух цапли. Они аристократически невозмутимы, но предпочтут быстро покинуть озеро при приближении человека. К ним почти сразу присоединятся бакланы.
Стая пеликанов больше доверяет собственным часовым и оставляет сигналы шумной толпы кашкалдаков без особого внимания. Но стоит только уменьшить дистанцию доверия, как эти птицы с гигантским клювом поднимутся в воздух. Полет пеликана впечатляет не менее, чем полет фламинго.
Когда птицы собираются лететь домой, чтобы вить гнезда и выводить птенцов, в небо над Ширванской степью взмывают огромные стаи из десятков тысяч стрепетов. Увидеть такое – большая удача. Стрепеты – самые маленькие представители семейства дроф и редкий вид птиц.
В Ширванской степи лето жаркое и сухое, зима умеренная. Весной здесь обилие луговых трав и цветов, а летом кружит голову от запаха полыни. Здесь живут лисы, барсуки, камышовые коты, волки, шакалы, кабаны, а еще украшение заповедника – джейраны. Полупустынный ландшафт парка – единственная в Европе естественная среда обитания этих газелей.
Ширванский национальный парк – это уникальные полупустынные ландшафты, озера, болота и редкая флора и фауна.
На его территории также можно встретить следы древних городищ Бяндована и Мугани, оставшиеся со времен Раннего Средневековья. Сохранились и исторические памятники в виде всевозможных захоронений различных эпох и народов, проживавших здесь в разные времена.
Фото и текст: Эмиль Халилов
Журнал "Баку"