Интервью с Казанским состоялось на недавней церемонии вручения наград победителям премии Sport Business Awards. Денис получил специальный приз от нашего издания — лучшему спортивному журналисту 2020 года по итогам опроса ведущих СМИ, который мы провели в декабре — январе. Во время церемонии в зале работала студия «Плеймейкера». Беседовала с лауреатом известная телеведущая Мария Орзул.
«Неудобные вопросы Черчесову — не ради хайпа»
— Титул «Плеймейкер-2020» вам достался во многом благодаря резонансному интервью с главным тренером сборной России Станиславом Черчесовым, отмеченному большинством ваших коллег. Сами считаете тот разговор своим главным профессиональным достижением 2020 года?
— Одним из. Мне кается, еще более тяжелым получился эфир, когда мы беседовали с судьями после скандала в матче «Спартак» — «Сочи». Все решалось за час-два до начала — будет разговор вообще или нет. То, что тогда объяснял Василий Казарцев, как появился в эфире Алексей Еськов, какие комментарии давал Леонид Калошин — все это было, с одной стороны, трогательно, с другой — прямо пробирало, что вот оно, ТО САМОЕ интервью.
Ну а разговор со Станиславом Саламовичем… Я не вижу геройства в том, чтобы прямо спросить главного тренера, почему сборная России не выигрывает шесть матчей.
— Но спрашивать можно по-разному. Не каждый решился бы задавать настолько неудобные для Черчесова вопросы. Потому-то интервью и неделало столько шума.
— Я, конечно, наловил тогда любви и лайков. Но, повторюсь, для меня это довольно странная ситуация. Когда журналист делает свою работу — и про него говорят, что не каждый на такое способен.
— Как вы общались с Черчесовым после интервью?
— Виделись неоднократно. Наверное, он изменил свое отношение, запомнил меня. У нас еще потом был эфир на ютубе… На самом деле, мы же делаем одно дело. И задача у нас одна — чтобы сборная играла лучше. Если вопросы заставляют тренера задуматься, если выводят его из зоны комфорта, то это же не ради хайпа и наград. А потому что я действительно считаю, что не все у нас так здорово.
«Не хотелось бы, чтобы меня от себя тошнило»
— А главный тренер должен учитывать общественное мнение?
— Тренер национальной сборной – безусловно. Мы всегда сбиваемся в две темы. С одной стороны, раз доверили команду тренеру, то и доверяйте ему. Но с другой – если ты видешь, что лучше не играют, что происходит какая-то чехарда с вызываемыми в сборную не по спортивному принципу футболистами, то начинаешь возмущаться. И тогда ты обязан задавать вопросы. А тренер должен с этим считаться.
— Какой матч в 2020 году запомнился вам больше всего как комментатору?
— Ох, сложно выбрать. Хотя… Назову матч «Арсенала» и «Ливерпуля». Это был Кубок английской лиги, соперники выставили непонятные составы. Я особо не готовился, думал, ну, кому интересно такую шнягу смотреть? В итоге получил урок. Команды выдали концерт — сыграли 5:5 (матч состоялся еще в октябре 2019 года. — Прим. ред. ). На одних эмоциях такую игру не вытянешь, а я многих футболистов почти не знал. Смотрел и думал про себя: какой же я лошпед.
— Параллельно с телевидением вы участвуете в двух популярных ютуб-проектах. Это для заработка или больше для души?
— Когда мы начинали подкаст с Димой Сычевым, денежный вопрос вообще не стоял. Потом пошли рекламные интеграции. Но до сих пор это не финансовая история. Ни для меня, ни для Димы.
Второй проект — «Коммент.Шоу». Но было еще «Что? Где? Когда?». На экраны вышел «Стрельцов», где у меня роль. Год действительно получился очень насыщенным. Работы добавилось. Но мне не хотелось бы перейти границы. Чтобы меня от себя тошнило. А уже близко к этому. Когда тебя слишком много — это тоже плохо.
— Есть мнение, что ТВ умирает, поэтому все и стремятся запускать ютуб-проекты. Так и есть?
— Я очень мало смотрю телевизор. Передачи на федеральном ТВ не смотрю вообще. В этом плане ютуб действительно съел для меня телевидение.
Однако пока большие трансляции остаются в ящике — Лига чемпионов, чемпионаты мира по хоккею, Кубок Стэнли, телевидение для меня, как журналиста, никуда не денется.
«В нашем хоккее и футболе почти не осталось звезд, так за что платить?»
— В Европе и США телевидение платит лигам и клубам огромные деньги за права на показ матчей. Почему в России спорт стоит так дешево?
— Потому что большие деньги платятся тогда, когда есть уверенность, что товар качественный. А если ты знаешь, что он некачественный, зачем платить? Так что ситуация вполне адекватная. Что имеем, то имеем.
— Но как российским клубам ее изменить?
— Все банально – играть надо лучше. Покупать больше звезд, на которых пойдет народ… Кого сейчас можно назвать такими звездами, скажем, в КХЛ? Яшкина, Шипачева — вот, пожалуй, все. Да, есть еще Дацюк, но ему уже 40.
В футболе примерно та же картина. Звезд почти нет. Поэтому, думаю, и наш подкаст с Сычевым так популярен. Туда приходят Канчельскис, Павлюченко, Самедов… Люди, которые когда-то давали зрелище, которых помнят. Но они ушли — и остался вакуум, который до сих пор не заполнен.
— А может, все дело в плохом пиаре?
— Ну, да, как говорил Познер, если ослиный зад каждый день показывать по ТВ, он станет популярным. Но штука в том, что от этого он не перестанет быть ослиным задом.
— Во время пандемии на привлекательности футбола отрицательно сказалось еще и отсутствие зрителей на трибунах. Такие игры комментировать сложнее?
— Конечно. Пропадает ощущение натуральности происходящего. Вот вернулась Лига чемпионов – но она пока не настоящая. Не воспринимается, как раньше. И эмоции от похода на стадион совсем не те.
Логично, что футбол без зрителей быстро приедается. Это и по цифрам видно. Любая зимняя картинка привлекала больше. Рейтинги лыж, биатлона ползли вверх.
«Номер один — Дорский, дико нравится, что делает Борзыкин»
— Уже знаете, какие матчи Евро будете комментировать летом?
— В прошлом году, до переноса турнира, знал «сетку» уже в феврале — марте. Сейчас все перетряслось. Пока иформации нет. Предстоит большой спортивный год. После Евро — Олимпиада.
— А до этого финал Лиги чемпионов. «Бавария» защитит титул?
— Мюнхенцы — фавориты. Сейчас они сильнее всех. Шансы помешать «Баварии» есть только у «Сити».
— Завершить разговор хотелось бы снова темой спортивнос жуналистики. Назовете тройку главных восходящих звезд среди коллег?
— По-моему, Черданцев говорил, что молодым сейчас сложно. Все под кого-то мимикрируют. Нам же, Косте Геничу, Нобелю, тому же Черданцеву, Трушечкину, Кривохарченко, мне — в нашем возрасте — все понятно. Есть конкуренция — ее надо выдерживать. Каждый день. У пишущих эта конкуренция еще более дикая. Поэтому, когда кто-то пробивется, это выглядит удивительно.
Для меня номер один — это, конечно, Саша Дорский. Он начал объяснять уный футбол простыми словами. Делать то, что не совсем, на мой взгляд, получается у Вадика Лукомского. А еще я большой фанат Миши Борзыкина. У него особый взгляд на вещи. «Фабрику» не пропускаю. Мне дико нравится то, что он делает.