Найти в Дзене
Записки 36летнего

Обвал финансового рынка близок? Ответ в цифрах! Часть 2

Первая часть Обвал финансового рынка близок? Ответ в цифрах!

Друзья и подписчики. Я долго думал как продолжить вторую часть. Читая комментарии, я понял, что вы думаете, что я повторяюсь где-то с другими гуру финансового рынка, хотя таким не являюсь.

Я так же считаю, что будет обвал на финансовом рынке 2021 года и на это будут влиять факторы, о которых я ниже напишу. Случатся они или нет, я не знаю. Вместе с тем, у Вас появится пища для размышления.

1. На финансовых рынках будет о чем беспокоиться

Питер Линч - легендарный управляющий Фондом Fidelity Magellan Fund, который зарабатывал 29% годовых в течение своего 13-летнего пребывания на этом посту с 1977 по 1990 год. Однажды он сказал:

- Всегда есть о чем беспокоиться. Старайтесь не думать о выходных и не обращайте внимания на последние мрачные прогнозы дикторов. Продавайте акции, потому что фундаментальные показатели компании ухудшаются, а не потому, что небо падает.”

Представьте себе год, в течение которого произошло следующее:

(1) США вступили в рецессию;

(2) США начали войну на Ближнем Востоке; и

(3) Цена на нефть удвоилась за три месяца. Страшно? Что ж, нет нужды воображать: все это произошло в 1990 году.

А как насчет индекса S&P 500?

С начала 1990 года по сегодняшний день он вырос почти на 950%, даже без учета дивидендов.

Напомним, что 2020 год стал годом потрясений в мировой экономике. Почти весь мир в настоящее время борется с COVID-19, и эта пандемия вызвала значительное сокращение экономической активности во многих странах, причем безработица также является серьезной проблемой.

США-одна из наиболее пострадавших стран, однако американский фондовый рынок вырос. С начала 1990 года по декабрь 2019 года индекс S&P 500 вырос примерно на 800% без учета дивидендов. Прирост с начала 1990 года по декабрь 2020 года, как я показал чуть выше, увеличился до 950% – в разгар беспрецедентной пандемии.

Всегда найдутся причины для беспокойства. Но это не значит, что мы не должны вкладывать деньги.

2. Отдельные акции будут волатильными.

С 1997 по 2018 год максимальное снижение пика до минимума в каждом году для Amazon.com’s (NASDAQ: AMZN) цена акций колебалась от 12,6% до 83,0%.

Другими словами, цена акций Amazon каждый год падала на двузначные цифры. Между тем, та же самая цена акций Amazon выросла на 76 000% (с 1,96 доллара США до более чем 1500 долларов США) за тот же период.

Если вы инвестируете в отдельные акции, будьте готовы к дикой поездке. Волатильность-это особенность фондового рынка – это не признак того, что вещи ломаются.

3. Торговая война между США и Китаем либо сохранит статус-кво, либо обострится, либо прекратится.

- Серьезно?!” Я могу услышать твои мысли. Но я констатирую очевидное по вполне понятной причине: мы не должны позволять нашим взглядам на геополитические события диктовать наши инвестиционные действия. Не принимай мои слова просто так. Так сказал сам Уоррен Баффет. В своем 1994 году Berkshire Hathaway shareholders’ letter , Баффетт написал:

Мы будем продолжать игнорировать политические и экономические прогнозы, которые являются дорогостоящим отвлечением внимания для многих инвесторов и бизнесменов.Тридцать лет назад никто не мог предвидеть огромного расширения Вьетнамской войны, контроля над заработной платой и ценами, двух нефтяных шоков, отставки президента, распада Советского Союза, однодневного падения индекса Доу-Джонса на 508 пунктов или колебания доходности казначейских векселей между 2,8% и 17,4%.
Но, что удивительно – ни одно из этих событий блокбастера не сделало ни малейшей вмятины в инвестиционных принципах Бена Грэма. Они также не сделали несостоятельными переговоры о покупке прекрасных предприятий по разумным ценам.Представьте себе тогда, во что нам обошлось бы, если бы мы позволили страху перед неизвестностью заставить нас отложить или изменить развертывание капитала.
Действительно, мы обычно делали наши лучшие покупки, когда опасения по поводу какого-то макро-события были на пике. Страх-это враг фанатика, но друг фундаменталиста. В ближайшие 30 лет, несомненно, произойдет ряд других крупных потрясений. Мы не будем пытаться ни предсказывать их, ни извлекать из них выгоду. Если мы сможем идентифицировать компании, подобные тем, которые мы покупали в прошлом, внешние сюрпризы будут иметь мало влияния на наши долгосрочные результаты.”

С 1994 по 2019 год балансовая стоимость Berkshire Hathaway на акцию, являющаяся прокси для стоимости компании, ежегодно росла на 13,9%. Дисциплинированное внимание Баффетта к долгосрочным основам бизнеса, игнорируя отвлекающие факторы политических и экономических прогнозов, сработало просто отлично.

4. Процентные ставки будут двигаться одним из трех способов: вбок, вверх или вниз.

- Еще Раз, Капитан Очевидность!?”. Есть веская причина, по которой я снова заявляю очевидное.

Было сделано много шума о том, что центральные банки делали и будут делать с базовыми процентными ставками своих соответствующих экономик. Это объясняется теоретической связью между процентными ставками и ценами на акции.

Акции и другие классы активов (облигации, денежные средства, недвижимость и т.д.) постоянно конкурируют за капитал. В теории, когда процентные ставки высоки, оценка акций должна быть низкой, поскольку альтернатива акциям – облигации – обеспечивают хорошую доходность. С другой стороны, когда процентные ставки низки, оценка акций должна быть высокой, поскольку альтернатива – опять же, облигации – обеспечивает плохую доходность.

Но если мы являемся долгосрочными инвесторами на фондовом рынке, я думаю, что нам действительно не нужно уделять много внимания тому, что центральные банки делают с процентными ставками.

Время, потраченное на наблюдение за решениями центральных банков относительно процентных ставок, будет лучше потрачено на изучение основ бизнеса. Качество бизнеса компании и возможности роста, которые она имеет, имеют гораздо большее значение для цены ее акций в долгосрочной перспективе, чем процентные ставки.

В данном случае речь идет о компании Sears. В 1980-х годах американская компания была доминирующим розничным продавцом в стране. Морган Хаусел написал в своем недавнем блоге, общие сюжеты экономической истории :

"Сирс" был крупнейшим розничным торговцем в мире, размещался в самом высоком здании в мире, используя один из крупнейших рабочих кадров.“Никто не должен говорить тебе, что ты пришел по правильному адресу. Внешний вид мерчандайзинговой власти является полным и безошибочным”, - пишет The New York Times о Sears в 1983 году. Sears был настолько хорош в розничной торговле, что в 1970-х и 80-х годах он рискнул перейти в другие области, такие как финансы. Он владел Allstate Insurance, Discover credit card, брокерской компанией Dean Witter для ваших акций и брокерской компанией Coldwell Banker для вашего дома.”

Долгосрочные процентные ставки в США резко упали с примерно 15% в начале-середине 1980-х годов до примерно 3% в 2018 году. Но Sears подала заявление о банкротстве в октябре 2018 года, оставив своих акционеров с пустым мешком. В своем блоге, упомянутом ранее, Хаусел также написал:

- Растущее неравенство доходов подталкивало потребителей либо к сделкам, либо к предметам роскоши, оставляя Сирс в сужающемся среднем звене. Конкуренция со стороны "Уол-Март" и "таргет" – более молодых и голодных – резко возросла.К концу 2000-х годов "Сирс" превратился в оболочку своего прежнего "я". “Да, мы открыты”, – гласила вывеска возле моего местного "Сирса" - напоминание клиентам, которые почти все списали.”

Если вы инвестируете в долгосрочной перспективе, есть гораздо более важные вещи, чтобы наблюдать, чем процентные ставки.

5. Найдутся инвесторы, которым не терпится внести массовые изменения в свои инвестиционные портфели на 2021 год.

Офер Азар - поведенческий экономист. В свое время он изучил более 300 штрафных ударов в профессиональных футбольных (или футбольных) играх. Вратари, прыгавшие налево, делали сейв в 14,2% случаев, в то время как те, кто прыгал направо, имели 12,6% успеха. Те, кто остался в центре ворот, спасли пенальти в 33,3% случаев.

Интересно, что только 6% вратарей, которых изучал Азар, предпочли остаться в центре. Азар пришел к выводу, что ходы вратарей подчеркивают склонность к действию в нас, когда мы думаем, что делать что-то лучше, чем ничего не делать.

Предвзятость может проявляться и в инвестировании, когда у нас возникает желание что-то сделать с нашими портфелями, особенно в периоды волатильности. Мы должны остерегаться предвзятости действий. Это происходит потому, что часто лучше ничего не делать с нашими портфелями, чем что-то делать. У меня есть два замечательных примера.

Статья , опубликованная профессорами финансов Брэдом Барбером и Терри Одеаном в 2000 году. Они проанализировали торговые отчеты более чем 66 000 американских домохозяйств за пятилетний период с 1991 по 1996 год. Они обнаружили, что самые частые трейдеры приносили самую низкую прибыль – и разница была разительной. Среднестатистическое домашнее хозяйство зарабатывало 16,4% в год за исследуемый период, но активные трейдеры зарабатывали только 11,4% в год.

Во-вторых, в середине 2000-х профессор финансов Джереми Сигел обнаружил нечто удивительное . В интервью журналу Wharton Сигел сказал: :

“Если вы купили первоначальные акции S&P 500 и держали их до сегодняшнего дня—просто покупали и держали, реинвестируя дивиденды,—вы опередили сам индекс S&P 500, который добавляет около 20 новых акций каждый год и добавил почти 1000 новых акций с момента своего создания в 1957 году.”

Ничего не делать лучше, чем что-то делать. Предостережение здесь заключается в том, что мы должны быть достаточно диверсифицированы и не должны владеть портфелем, полным некачественных компаний. Такой портфель сжигает наше богатство, чем дольше мы остаемся инвестированными, потому что стоимость активно разрушается.