Найти тему
Альтернативная история Х

Удивительные сведения о Всемирном потопе в мифологии народов Алтайского края

Как удалось выяснить, сведения о каком-то глобальном катаклизме, произошедшем в глубоком прошлом на территории современной России, именуемом в мифотворчестве народов ханты и манси (см. тему) как "Всемирный потоп", имеются ещё и у народов, населявших территорию современного Алтайского края. Т.е. речь здесь может идти о том, что глобальная катастрофа действительно могла иметь место в определённый исторический период о котором повествуют, например, ветхозаветные тексты. На мой взгляд, речь может идти не о каких то разрозненных событиях, а о действительно единой панораме катастрофы планетарного масштаба

Западная Сибирь.
Западная Сибирь.

И так, что же говорят нам Алтайские мифы:

"До потопа царём всей земли был хан Теныс (море). В царствование его был славен по всей земле человек по имени Нама, которому Ульгень (верховное божество алтайцев) велел построить кереп (ковчег) из дерева адир-салдан-агаш (сандаловое дерево)."

Обратите внимание на схожесть некоторых деталей повествования с текстом Ветхого завета - некое божество сообщает избранному человеку о надвигающемся катастрофическом событии и инструктирует его о конструкции и постройке специального плавательного средства, способного выдержать удар стихии, снабженного некоторыми измерительными средствами:

"Нама приказал своим трём сыновьям, Соозун-уулу, Сар-уулу и Балыксе строить кереп на горе. Нама был слаб зрением, поэтому, при строении керепа, распоряжался старший сын его. Кереп, по велению Ульгеня, изнутри и снаружи обклеили берестой со смолою, к углам и стенам его Нама велел привязать 8 веревок, длиною по 80 саженей, с чугунными кружками на концах. Соозун спрашивал Наму: "для чего эти веревки?" Нама отвечал: "мы узнаем по ним, сколько будет суток, когда поднимается вода на 80 саженей."

Удивительно схожее повествование с текстом Ветхого завета о приготовлении к предстоящему вынужденному путешествию:

"Когда кереп был построен, Нама собрал всех людей, кого он любил, ибо так Ульгень сказал ему: кого ты любишь, того возьми с собою, - и всё живое и дышащее, живущее на земле, и птиц летающих. Когда Нама с своим семейством и друзьями своими вошёл в кереп, тогда приступили к ним множество животных. Нама приказал принимать приходящих зверей и птиц в кереп."

Далее идет описание фактически финала эвакуации - хватай всё что можно, времени уже нет:

"Соозун-уул спросил: вот здесь приползла змея, позволишь ли принять её? Нама сказал: всех принимай, кто бы ни был, кто только успеет прийти, кто только поймается за кереп."

Описание самого плавания насыщено интересными подробностями:

"Нама сказал: вот уже седьмые сутки. Когда минуло 14 суток, тогда Нама приказал Соозун-уулу открыть туунюк (труба или окно вверху свода) и посмотреть. Соозун-уул, исполнив приказание, сказал: "Все затоплено водой, только видны одни вершины гор."

Какое интересное реалистичное сообщение про вершины гор! Напомню в придании войкарских хантов (см. прошлую публикацию) есть схожее наблюдение!

"Вода была везде, кроме Урала. Когда вода прибывала, на высоких склонах Урала собирались и люди, и животные" [Т.И.Хунзи (Озелова), п. Унтсыльгорт, р. М.Обь, 1989].

Далее Алтайский миф фактически повторяет смысл текста из библейского источника о горе Арарат:

"Через несколько времени Нама ещё приказал Соозун-уулу открыть туунюк. Соозун-уул, посмотревши во все стороны, сказал: "ничего не видно, только небо и вода."Кереп остановился на двух горах, близко стоящих одна к другой: Чомогдой и Тулутты. Тогда Нама сам открыл туунюк и выпустил ворона" [1, c.102-103].

1. Алтайские инородцы : Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея  В. И. Вербицкого  / Под ред. А. А. Ивановского. М., 1893. 270 с.
1. Алтайские инородцы : Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. М., 1893. 270 с.

Можно приблизительно установить, на какую высоту поднялась вода. В прошлой публикации я обратил внимание на то, что по легенде войкарских хантов вода не дошла до вершины горы Отортен, высота которой 1182 м.

 Урал, озеро Лунт-Хусап-Тур
Урал, озеро Лунт-Хусап-Тур

На склоне этой горы расположено озеро Лунт-Хусап-Тур или "Озеро гусиного гнезда" примерно на уровне 855 метров. Согласно местной легенде: "во время Всемирного потопа в этом озере на большой высоте спасся один-единственный гусь."

Алтай расположен чуть южнее по широте, вполне вероятно вода как раз и остановилась где-то в предгорьях Саян

Западная Сибирь, Алтай
Западная Сибирь, Алтай

Общий смысл мифов о потопе: среди людей боги выбирают наиболее влиятельного в своём племени человека, для распространение через него особо важной информации, касающейся выживания всего рода человеческого! Что это были за "боги" и с чего ради они решили помочь людям? - это уже совсем другая история (тема для отдельной публикации).

Мифы коренных народов Урала и Сибири о Всемирном потопе, на мой взгляд, имеют в своём основании единое реальное событие, которое коренным образом повлияло на содержание легенд и преданий этих народов, переживших в прошлом глобальную катастрофу, которая теперь отнесена современной наукой в ранг "мифы"...

Дорогие друзья, пишите ваши комментарии, делитесь своим мнением и смотрите другие интересные темы

Следы Всемирного потопа в мифах северных хантов и манси. Люди потопа. Вода дошла до Свердловской области!