Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Афродита Книдская: первая в истории скульптура красивой женщины

По легенде, именно Афродита скульптора Праксителя была первым в древнегреческом искусстве скульптурным изображением обнаженной женщины. Да не просто женщины — богини, как по статусу, так и по телосложению!

«Венера Колонна», тип Афродиты Книдской. Древний Рим, мрамор, I в. Музей Пио-Клементино, Ватикан
«Венера Колонна», тип Афродиты Книдской. Древний Рим, мрамор, I в. Музей Пио-Клементино, Ватикан

Несмотря на свой знаменитый культ тела, в повседневной жизни древние греки предпочитали ходить одетыми. И если мужчин в скульптуре они начали изображать в естественном обличье ещё с VIII века (это был символ, т.н. «героическая нагота»), то женщины всегда были хотя бы прикрыты развевающимися на ветру тряпками.

Революцию, навсегда изменившую искусство, произвёл Пракситель — этот знаменитый афинский скульптор жил около 395-330 г до н.э. Где-то между 350 и 340 годами до н.э. Пракситель принял заказ от жителей острова Кос на статую Афродиты. Художник на свой страх и риск изготовил два варианта портрета богини после купания: в одном она путалась в ворохе одежды, во втором — лишь стыдливо прикрывала лоно ладошкой.

«Афродита Браски», тип Афродиты Книдской. I в. до н. э. Глиптотека. Мюнхен
«Афродита Браски», тип Афродиты Книдской. I в. до н. э. Глиптотека. Мюнхен

Коссцы всё же выбрали одетый вариант. А богиню нового типа забрал Книд, колония выходцев из Спарты в Малой Азии (ныне — полустров Решадийе в Турции). Лакедемоняне не боялись скандала.

Который, кстати, случился. По легенде, Пракситель ваял обоих Афродит с жрицы любви и приятного досуга, афинской гетеры Фрины. Что даже для продвинутой Эллады в тот момент было перебором. В 340 году до н.э. состоялся суд о кощунстве — но не над ценным для полиса Праксителем, а над самой Фриной.

Голова скульптуры, тип Афродиты Книдской («Голова Кауфмана»). Древняя Греция, II в. до н.э. © Лувр, Париж
Голова скульптуры, тип Афродиты Книдской («Голова Кауфмана»). Древняя Греция, II в. до н.э. © Лувр, Париж

Большинство греческих источников описывает эту драму так: увидев, что дело в суде идёт к обвинительному приговору, защищавший гетеру адвокат Гиперид сорвал с неё одежду — и Фрину оправдали. Присяжные был ослеплены красотой модели, а согласно греческой концепции «калокагатии», красивый человек не может быть плохим или замышлять неверное. Загуглите «суд над Фриной» — увидите десятки картин разных эпох и художников на этот выгодный сюжет.

А скульптура Афродиты впоследствии прославила Книд на всю ойкумену. «Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Чтобы увидеть её, многие плавали на Книд» — писал римский историк Плиний Старший спустя три века после её создания. Статуя была установлена в центре большого храма — так, чтобы паломники могли рассмотреть её со всех сторон.

Бронзовая монета из Книда, представляющая фигуру Афродиты Праксителя, III в. © Национальная библиотека Франции, Париж
Бронзовая монета из Книда, представляющая фигуру Афродиты Праксителя, III в. © Национальная библиотека Франции, Париж

В позднеримские времена Афродиту перевезли в Константинополь, где она погибла в одном из пожаров. Но до нас дошло около пятидесяти ёе копий (и вариаций «на тему»). Изучив описания древних авторов и изображения с книдских монет, исследователи договорились считать самой точной копией римскую Венеру Колонну, которая сейчас хранится в Музеях Ватикана.

Но и наша эрмитажная Венера Таврическая (найдена в Риме, подарена Петру I папой Климентом XI в 1720 году) — тоже потомок шедевра древнегреческого скульптора.

-5

Какая всё же глыба был этот Пракситель. Не просто рискнул своей репутацией, решившись на эксперимент — но сразу создал канон, по которому в последующие века работали десятки и сотни художников. Та же «Рождение Венеры» Боттичелли, вторая по известности картина в мире (после «Моны Лизы») — тоже ведь Venus Pudica, копирайт Праксителя.