автор Борис Архангельский
В этой статье хотелось бы рассмотреть понятие ноосферы и его связь с философско-визионерскими изысканиями Даниила Андреева в его метафизическом трактате «Роза Мира».
После проведения в Стокгольме Международной конференции о состоянии природной среды (1972) широким слоям населения планеты и ученым были представлены данные о серьезном ухудшении среды обитания человека и других биологических существ, после чего в обществе и стало складываться убеждение, что человечество находится на пороге экологической катастрофы. «Экология» — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания - к этому времени уже существовала как наука , имеющая большое количество направлений в своих исследованиях. Однако, именно после Стокгольмской конференции ученые и философы стали интенсивно обсуждать несколько подзабытый термин «ноосфера».
Что можно прочесть в википедии про ноосферу?
Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера») [1].
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы (впервые термин биосфера был введён Эдуардом Зюссом в 1875 году), становление которой связано с развитием общества оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа, который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — геологом и палеонтологом-эволюционистом, католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский. Существенным отличием во взглядах Леруа и Шардена было их различное толкование появления человека разумного. Согласно Леруа это происходило в процессе эволюции живых существ, тогда как Шарден считал проявление разума в человеке одномоментным Божественным актом.
Что касается самого Вернадского, то в процессе своей многогранной работы по изучению биосферы, он пришел к довольно радикальному выводу: «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1]. Такое определение дает возможность трактовать ноосферу, как некое материальное образование, существующее вне зависимости от бытия или небытия отдельного человеческого индивида. Проще представить такое образование, как сгусток энергии, которую пока нельзя измерить существующими методами исследования Вселенной, но проявления которой повсеместно наблюдаются. Именно в связи с этим обстоятельством в среде философов, а затем и ученых-физиков появился термин- «эгрегор».
Наиболее наглядное определение эгрегора дал Зеланд в своих философских трудах. Он подвел под это понятие и некий физический смысл, определяя эгрегор как колебание маятника в некоей материальной среде, не доступной восприятию органами чувств человека. Эгрегор при этом у Зеланда – бессознательный маятник. Интерференция отдельных маятников может привести к некому коллективному энергетическому образованию над людскими социумами, а по мере заселения Земли людьми такие энергетические образования будут формировать соответственно ноосферу, представимую как одна из составляющих всей биосферы (но в контексте Зеланда ноосфера представляется бессознательным объектом). Но было бы довольно странно, чтобы разумные существа порождали бессознательные сгустки энергии. Могут ли эгрегоры обладать сознанием? Рискну предположить, что да.
Можно взять, например, определение эгрегора у Даниила Андреева. Эгрегоры – иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными обществами. Они лишены монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности.[2] Не стоит смущаться, что Андреев называет эгрегоры иноматериальными образованиями, т.к. по Андрееву материальность определяется количеством пространственных и временных координат, поддающихся восприятию некоей материальной сущностью. Так что физический человек, способный воспринять только три пространственных и одну временную координаты, не может считаться критерием восприятия материальности. Другой употребленный термин- эквивалент сознательности – тоже понятен: сознательность эгрегора не может быть эквивалентна сознательности человека, и уж тем более процесс такой сознательности не постижим человеческому разуму.
Таким образом, если предположить некую «сознательность» ноосферы, то и ее развитие будет иметь некую цель. Т.к. ноосфера есть составная часть биосферы (а при расширении в пределах Солнечной системы и Галактики- составная часть Космоса), то ее и нужно рассматривать в комплексе с остальными частями, и цель будет уже не человеческая, а глобальная.
1. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
2. Андреев Д.Л. Роза Мира. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. М.: Русский путь, 2006.