Найти в Дзене
Art will go on

Картины-перевертыши Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо – итальянский живописец XVI века, представитель маньеризма. Он родился в Милане, в юности помогал отцу-художнику расписывать церкви и создавать эскизы к витражам. Добившись успехов, в 36 лет был приглашен ко двору императора Священной Римской империи. У Габсбургов он прослужил 26 лет. Сменяющие друг друга императоры жаловали художника за изобретательность и тонкий вкус. Арчимбольдо был не только придворным художником: в его обязанности входило приобретение предметов искусства для императорской коллекции, организация праздников и карнавалов. Тогда же он начинает создавать неповторимые «метаморфозные» портреты, лица на которых составлены из фруктов, овощей, растений, морских существ и всяческой снеди. Эти необычные работы настолько нравились императорам, что они заказывали Арчимбольдо копии и дарили не только друзьям, но и политическим противникам. Благодаря этим портретам Джузеппе Арчимбольдо оставил неповторимый след в истории мирового искусства, хотя после возвращения в Милан был не понят соотечественниками. После смерти имя было забыто, и только в XX веке на творчество Арчимбольдо обратили пристальное внимание, усмотрев в нем сюрреалистические мотивы.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590. Фото: wikipedia.org
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590. Фото: wikipedia.org

В творчестве Арчимбольдо есть занимательные работы, которые сейчас бы мы назвали визуальными головоломками, картинами-перевертышами или картинами-обманками, где натюрморт при развороте на 180 градусов превращается в портрет.

Корзина с фруктами. ок. 1590
Корзина с фруктами. ок. 1590

На картине «Корзина с фруктами» изображен фруктовый натюрморт. В плетеной корзинке лежат разнообразные фрукты и ягоды. Но если мы перевернем изображение, то увидим, что это мужской портрет: груша превратилась в нос, яблоки ­– в румяные щеки, маслина и кожура каштана – в глаза, гранат – в подбородок, листья – в бороду, вишни – в губы, а гроздья винограда – в свисающие локоны. Корзина стала головным убором.

Повар. 1570
Повар. 1570

Еще один антропоморфный натюрморт Арчимбольдо – «Повар». С одной стороны мы видим натюрморт: чьи-то руки снимают металлическую крышку с блюда, на котором лежат жареный поросенок, цыпленок и кролик. Но стоит перевернуть картину, как натюрморт превращается в портрет, виртуозно составленный из тушек этих животных. А крышка и блюдо превратились в шляпу и воротник.

Садовник. Ок. 1590
Садовник. Ок. 1590

Полотно «Садовник» тоже создано Арчимбольдо так, чтобы спровоцировать зрительную иллюзию. На картине изображена большая миска, наполненная овощами с ботвой, грибами и орехами. Перевернув натюрморт на 180 градусов, мы увидим портрет садовника, на котором нос сделан из белой редьки, щеки – из луковицы и свеклы, губы – из грибов, глаза – из орехов. Ботва стала волосами и бородой, а миска – головным убором. Итальянский Музей Ала Понцоне, где хранится данная работа, экспонирует картину в стеклянном ящике с зеркалом внизу, чтобы в отражении можно было увидеть портрет садовника.

Искусствоведы считают, что сначала Арчимбольдо рисовал натюрморт, который потом подгонял под очертание лица. Рентгенологические снимки картин показывают, что в процессе создания таких работ художник изменял цвет плодов и менял их местами.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве . Также читайте мой телеграм-канал.