Здравствуйте!!!Мы продолжаем цикл статей по каждому месяцу 2-й мировой войны. Если наши статьи будут вам интересны, то мы соответственно будем продолжать публикации.
*******************************************************************************
Во время встречи с двумя немецкими воздушными асами-экспертами, лётчиками-истребителями, Адольфом Галландом и Вернером Мёльдерсом в апреле 1941 года, Гитлер доверительно предупредил своих собеседников, что вся подготовка к вторжению в Англию была всего лишь маскировкой для нападения на Советскую Россию, которое вскоре последует. И на всех этапах после крушения Франции, не было никаких признаков действительного стремления Германии провести эту операцию. Ни экономических, ни военных мероприятий, за исключением, пожалуй, воздушного сражения за Англию не наблюдалось. Собирание старых барж и понтонов в портах Западной Франции служило скорее оказанием способа давления на Великобританию, чем какими-либо признаками прямой угрозы. Но операция «Барбаросса» не могла быть начата Гитлером без решения балканских проблем.
Начиная в последний день марта 1941 года наступление с ограниченными целями и имея под своим командованием 1/5 лёгкую немецкую дивизию, генерал Эрвин Роммель неожиданно убедился, что английские войска всюду беспорядочно стали отступать. Итальянское главное командование приказало Роммелю немедленно перейти к обороне, но немецкий генерал смело продолжил преследование отступающего противника.
Уже 4 апреля 1941 года немцы заняли важный порт Бенгази. Активность Роммеля привела к появлению немецких войск у стен ключевого для боёв в Северной Африке—города Тобрук. Черчилль потребовал удержания города любой ценой. Начало боёв за крепость Тобрук 13-14 апреля 1941 года было исключительно упорным. Англичане перебрасывали в Тобрук морем всё необходимое для обороны из египетского порта Александрия. Тобруком Роммелю овладеть не удалось. К тому же 16 апреля 1941 года англичане потопили 4 больших транспортных судна, перевозивших из Южной Италии технику и войска для подкреплений немецкому корпусу. Порт Тобрук остался в осаде.
Продолжался визит японского министра иностранных дел Ёсукэ Мацуоки в Италию и Германию. 1 апреля 1941 года о грандиозных планах Италии Мацуоке поведал Муссолини, а 4 апреля 1941 года японского министра принял Гитлер. Среди вопросов, заданных японцем фюреру, был и вопрос о состоянии и перспективах отношений Германии и Советской России. И по версии некоторых историков, Гитлер сказал Мацуоке следующие слова—«Россию не будем трогать, пока она ведёт себя по дружески и в соответствии с советско-германским пактом». Возможно, что уже через 10 дней, когда Мацуока будет в Москве, Гитлер пожалеет о своей неоткровености с представителем дружественной ему Японии.
3 апреля 1941 года выстрелом из пистолета в голову покончил с собой премьер-министр Венгрии Пал Телеки. Ещё совсем недавно, в декабре 1940 года, Телеки подписал венгеро-югославский договор о сотрудничестве и вечной дружбе. Но как я уже упоминал ранее, в конце марта 1941 года Гитлер и Риббентроп начали энергично подталкивать Венгрию к совместному нападению на Югославию. Когда правитель Венгрии адмирал Миклош Хорти начал склоняться перед германским дипломатическим натиском, премьер-министр Венгрии Пал Телеки, не желая участвовать в подлом вероломстве, застрелился.
Большие надежды в Югославии возлагали на Советский Союз. Вскоре, после переворота генерала Симовича и прихода к власти нового правительства, в Москву отправилась югославская делегация и в ночь с 5 на 6 апреля 1941 года в Москве, в присутствии Сталина, был подписан советско-югославский договор. Но война уже стояла на пороге Югославии и буквально через несколько часов, после того как югославские представители и советские представители скрепили своими подписями договор, над Белградом появились самолёты Люфтваффе.
6 апреля 1941 года английские войска освободили столицу Эфиопии—Аддис-Абебу от итальянцев.
В этот же день, 6 апреля 1941 года, началось наступление германского вермахта против Югославии и Греции. Ранним утром Гитлер выступил с воззванием к немецкому народу и к солдатам юго-восточного фронта. По версии Гитлера, во всём были виноваты англичане и правительства этих балканских стран, отказавших Германии в дружбе.
Утром 6 апреля 1941 года немецкие воздушные эскадры подвергли разрушительной бомбардировке столицу Югославии—Белград.
Югославия не была готова к войне. Мобилизация могла быть проведена только к 9 апреля. Напряжённые отношения сербов с хорватами вскоре переросли в кровавое побоище. Хорваты дезертировали и в кадровой армии остались одни сербы. . Уже 10 апреля германские и итальянские войска встретились в Загребе, где немедленно была провозглашена республика Хорватия во главе с Анте Павеличем.
11 апреля 1941 года в войну с Югославией вступила Венгрия. Дивизии немецкой 1-й танковой группы через город Ниш по долине реки Морава уже вечером этого же дня подошли к Белграду. 12 апреля 1941 года немцы уже были в столице Югославии—Белграде.
17 апреля 1941 года последовала безоговорочная капитуляция югославской армии. За 11 дней войны в Югославии вермахт потерял убитыми 151 человека. Началась оккупация, в которой участвовали болгары, венгры, итальянцы и венгры. Оккупация Югославии была чревата жестокой междуусобицей сербов и хорватов, монархистов и коммунистов. Предваряя дальнейшие события Второй мировой войны в Югославии, можно смело сказать, что в этой балканской стране велись одновременно три войны—война гражданская, война национальная и война против оккупантов. Центр тяжести этих войн и их амплитуда постоянно менялись. Неизменной оставалась только крайняя жестокость всех без исключения противоборствующих сторон.
В Греции очередной блицкриг прошёл медленее и тяжелее для вермахта. Греки, державшие фронт против Италии в Албании и англичане, высадившиеся в Греции по настойчивому требованию Черчилля, не смогли защитить позиции на севере против атак 12-й немецкой армии. Для отступления на новые оборонительные позиции в горной Греции было мало дорог. Пикирующие бомбардировщики помогали немцам пробивать проходы через перевалы и наносить потери грекам и англичанам. Господство в воздухе было полностью на стороне Люфтваффе. Отступающие с запада и с севера греческие войска перемешались и уже 14 апреля 1941 года стало ясно, что Германия одерживает ещё одну победу. Разрезанным на несколько частей греческим армиям было предложено капитулировать. 23 апреля 1941 года греки приняли условия капитуляции.
Английские армейские части продолжали отход на юг, стремясь пробиться к побережью Эгейского моря. В Греции сражались две пехотные английские дивизии (по другим данным три), танковая бригада, артиллерийские части, всего более 50 000 человек, около 100 танков и 200-300 самолётов. Правда английские танки были совершенно не приспособлены для войны в горах. Например, английский танковый полк в апреле 1941 года в боях потерял всего один танк, а остальные 51 сломались и их пришлось бросить. Когда греки уже повсеместно сдавались в плен, англичане ещё с боями отступали к южным берегам Греции, где британский флот, начиная с 21 апреля 1941 года и до самого конца месяца будет заниматься эвакуацией своих войск на остров Крит и в Египет. Очередная британская эвакуация проходила в значительно более тяжёлых условиях, чем эвакуации из Дюнкерка и Нарвика. Английские корабли подвергались постоянным массированным налётам германской авиации.
2 апреля 1941 года на испытательном полигоне немецкий авиаконструктор профессор Хейнкель показал усовершенствованный реактивный самолёт Хейнкель—Не 280. Но и в этот раз руководство германских военно-воздушных сил не оценило значение реактивной авиации для будущей войны.
9 апреля 1941 года в кабинете Сталина в последний раз появился заместитель Наркома обороны, начальник Главного управления военно-воздушных сил, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов.
9 апреля 1941 года состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации. Сталина давно беспокоила постоянно повышающаяся аварийность. Потери советских самолётов составляли от 600 до 900 машин в год. Это было очень тревожным симптомом. «В чём дело товарищи!?»—резонно задавал вопрос Иосиф Виссарионович. Сам Сталин полагал, что столь высокая аварийность является следствием общей расхлябанности лётного состава Красной Армии. Когда очередь на совещании дошла до Рычагова, он вдруг сказал : «Аварийность и будет большая, потому что вы нас заставляете летать на гробах!». Сталин опешил, такого он не слышал ни от кого очень давно. В результате начальник Главного управления военно-воздушных сил РККА, Павел Рычагов 12 апреля 1941 года был снят с должности и направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. Народный комиссар обороны С. К. Тимошенко получил выговор за то, что на протяжении предыдущих месяцев он всячески поддерживал Рычагова и покрывал его доклады, жалобы и действия.
7 апреля 1941 года в Москву приехал министр иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока. Во время его недавнего продолжительного визита в Европу ни Гитлер, ни Риббентроп, так и не приоткрыли секреты, связанные с неизбежным нападением на СССР. Первые беседы с Молотовым выявили жёсткие позиции Москвы, особенно по поводу ликвидаций японских концессий на северном Сахалине. Южный Сахалин тогда принадлежал Японии. Но после жёсткого Молотова переговоры с японским гостем продолжил мягкий Сталин. И был подписан пакт о нейтралитете между Японией и Советским Союзом в Кремле 13 апреля 1941 года. Нейтралитет, как показала дальнейшая история, с обеих сторон оказался вооружённым до зубов. Но весной 1941 года и Япония, и СССР, считали этот договор своей дипломатической победой. Когда сильно подвыпившие японские участники кремлёвского банкета появились на перроне Ярославского вокзала, вслед за ними, к немалому удивлению провожавших, увидели Сталина и Молотова.
После капитуляции греческой армии основные силы англичан, эвакуированные из Греции, сосредоточились на острове Крит. Командир 11-го воздушно-десантного корпуса Курт Штудент предложил захватить остров комбинированным ударом с воздуха и с моря. Геринг поддержал Штудента и 21 апреля( по другим данным 20 апреля) 1941 года в ставке фюрера организовал встречу генерала-десантника с Гитлером. В итоге план Штудента был принят Гитлером и он приказал начать подготовку к десантной операции по захвату Крита.
28 апреля 1941 года Черчилль отправил телеграмму главнокомандующему британскими войсками на Ближнем Востоке и в Греции генералу Арчибальду Уэйвеллу : «Из наших информационных данных определенно вытекает, что на Крит скоро будет совершено нападение немецких воздушно-десантных войск и авиации. Сообщите мне, пожалуйста, какими силами Вы располагаете на острове и каковы Ваши планы. Необходимо использовать прекрасную возможность покончить здесь навсегда с немецкими парашютистами. Остров должен обороняться до конца». Генерал Уэйвелл ответил Черчиллю 29 апреля 1941 года : « 18 апреля командованию войск на Крите было сделано предупреждение о возможности нападения на остров воздушного десанта противника. Помимо прежнего постоянного гарнизона, состоящего из трех пехотных батальонов, двух тяжелых и трех легких зенитных батарей и батарей береговой артиллерии, на Крите находится еще по меньшей мере 30 тыс. британских войск, эвакуированных из Греции. В настоящее время они подготавливают оборону следующих узловых пунктов на острове: бухту Суда, Канию, Ретимнон и Гераклион. Настроение у личного состава хорошее……». Интересно,что британские генералы на самом острове считали воздушный десант на Крит невозможным и опасались только удара с моря.
В Германии в апреле 1941 гда началось создание разнообразных комиссий и организаций по эксплуатации в ожидаемом будущем захваченных громадных территорий Советского Союза. 20 апреля 1941 года идеолог третьего рейха Альфред Розенберг был назначен Гитлером непосредственным уполномоченным для централизованного решения вопросов восточноевропейского пространства , а 29 апреля 1941 года в Берлине прошло совещание по поводу создания военно-хозяйственного плана для будущих захваченных земель на востоке. Аппетиты в Германии возрастали по мере распространения секретной информации о походе на восток, согласно плана «Барбаросса».
Германский генеральный штаб, обеспокоенный наполеоновскими планами гитлеровского любимца Роммеля перейти в наступление и дойти до Суэцкого канала, вытеснив англичан из Египта, командировал в Северную Африку генерала Фридриха Паулюса, который воочию увидев позиции противника, посоветовал Роммелю немедленно перейти к обороне. Роммель, ожидавший прибытия ещё одной танковой дивизии, тогда же твёрдо решил советами Паулюса пренебречь.
К 30 апреля 1941 года в материковой Греции не осталось земель, не захваченных Италией и Германией.
29 апреля 1941 года Япония отметила 40-летие императора Хирохито.
В конце апреля 1941 года германская государственная пресса сменила тон в отношении Советского Союза. В газетах появились недружественные, критические и даже угрожающие статьи. Приводилось много ложных фактов о несоблюдении СССР договорных статей 1939 года. В этих публикациях чувствовалась рука «дирижёра», которым был Геббельс.
*******************************************************************************
Если вам интересно, подписывайтесь на канал, ставьте класс, это будет для нас стимулом продолжать писать для вас дальше. До встречи!
*******************************************************************************
*******************************************************************************