#достояние республики
Уникальная церковь, не имеющий аналогов в Крыму, соединяющая в себе элементы трех культур, заброшена и разрушается от снега, дождя и варварства «черных» археологов.
Предположительно в XI - XII веках, в плодородной долине реки Кучук-Карасу, армяне, спасавшиеся в Крыму от нашествия турок-сельджуков, основали поселение. История сохранила его название, как «Сад Бога» - Бахчи-Эли. Название себя оправдывает, даже сейчас, когда весь Крым страдает от засухи, колодцы села Богатое наполнены водой.
На холме, на юго-восточной окраине села, сохранились руины армянской церкви Сурб Аменапркич - Всеспаситель. Аменапркич называют памятники армянского искусства с изображением распятия. И, действительно, в церкви до некоторых пор находился барельеф с изображением распятия. Более позднее название церкви – Сурб Егия (св. Ильи и Ильинская), такое же имя носил монастырский комплекс, который предположительно был построен в XIV – XV веках и просуществовал до 1927 года. В настоящий момент от монастыря сохранились лишь развалины храма.
Церковь представляет собой уникальное сочетание трех культур: армянской, татарской и западноевропейской. Орнаментальная резьба и сталактитовые ниши в турецко-сельджукском стиле, армянские барельефы, стрельчатый потолок с нервюрами и арки, характерные для романской архитектуры, создают неповторимый облик храма.
У западного входа в церковь, на лавочке, сидит седовласый человек. Это здешний житель - скульптор и художник, который много лет назад облюбовал Богатое для жизни и творчества.
По словам художника, многие детали храма, хачкары и барельефы украдены «черными археологами», часть вывезена в старокрымский армянский монастырь Сурб-Хач, кое-что попало в музеи. Тем не менее, в церкви осталось много резных украшений и изображений, среди которых есть очень редкие и древние.
- Раньше, войдя в храм, человек, который не умел ни читать, ни писать, заходил и, в образах все это было заложено, «прочитывал» что к чему, зачем, кто здесь главный, <…> ты идешь и «читаешь» книгу, историю, – рассказывает художник.
Так, в вершине крестового свода и в апсиде находятся изображения агнца со знаменем, символом Спасителя. Советский историк и археолог А.Якобсон в статье «Армянский монастырь XIV века близ Белогорска в Крыму» сообщал: «Известно, что образ агнца, как символ Христа, был в X в. на Трулльском соборе запрещен и отвергнут восточнохристианской церковью, но был удержан латинским западом. Подобные агнцы с лабарумами встречаются и на генуэзских строительных надписях Кафы». Ученый связывал западноевропейские элементы храма с генуэзской колонизацией Крыма в XIII - XV веках.
- Те армяне, которые это строили, они еще помнили некоторые идеи, которые в православии уже пропали, их нет, заместились другими вещами, - говорит художник из Богатого, показывая еще одно редкое изображение в храме. На западной стене сохранился барельеф, где в круге вечной жизни изображен Бог-Отец рядом с древом жизни. На древе просматривается фигура змея.
- Еще нет ни Адама, ни Евы, идет предвечный разговор…
На восточной стене сохранился барельеф с изображением девы Марии у древа жизни. Художник считает, что необходимо сделать слепки и копии сохранившихся барельефов.
Несмотря на то, что церковь является объектом культурного наследия федерального значения , она не охраняется и медленно разрушается от погодных условий и рук варваров. Уникальный памятник в красивейшем месте Горного Крыма мог бы стать туристической изюминкой края, но при полном равнодушии и бездействии властей, превращается в руины, как и многие объекты культурного наследия Крыма.
Необходимо «создавать общественную организацию по защите Крыма» пишут в соцсетях жители полуострова по поводу варварского отношения и повсеместного разрушения памятников истории и культуры.
- Тут дело в личной культуре, и без этого ничего не поможет, и ничего не работает, - на прощание говорит художник из села Богатое. И с ним не поспоришь.
Вера Полякова, фото автора