Вот так примерно написала мне одна из читательниц канала. Мы пообщались с ней подробнее, и, кажется, она изменила свое мнение.
Прежде всего разберемся, что такое сетевой маркетинг. По сути это тривиальные прямые продажи, когда некая компания что-то производит, а деньги вкладывает не в рекламу, а в развитие дилерской сети. Причем дилерами выступают обычные люди, заключившие с компанией некий договор.
В России и сетевой маркетинг, и прямые продажи активно развиваются еще с начала 90-х. Помните людей со значками "Хочешь похудеть - спроси меня как"? Фактически это пионеры сетевого маркетинга.
С 90-х утекло много воды, а в стране появилось немало компаний, развивающих бизнес на принципах сети. Причем многие из нас не делают разницы между производящими продукт компаниями с прямыми продажами и финансовыми пирамидами. А разница есть, и огромная!
Если компания-производитель продает дилерам товар, который они самостоятельно реализуют и зарабатывают на наценке, то финансовая пирамида ничего не производит. Хотя тоже что-то продает (в основном бумагу и невыполнимые обязательства).
В компании из сферы сетевого маркетинга тоже может быть своя реферальная система, как и у финансовой пирамиды, но основной заработок строится именно на продажах. Мы можем как угодно относиться к этим навязчивым людям, которые пытаются нам продать косметику, парфюм или книги, но они действительно продают товар.
Есть мировые компании (не буду их называть), чей товар в рекламе не нуждается, и при этом пользуется огромным спросом. А есть компании, которые не сумели наладить сбыт прежде всего потому, что производят (или перепродают) отвратительную продукцию.
Финансовые пирамиды нечистоплотны изначально, потому что не генерируют прибыль как-то иначе, кроме как за счет взносов новых участников. При такой модели развития обязательно наступает момент, когда пирамида рушится.
Компания-производитель тоже может обанкротиться, но вы не давали ей денег под обещание выплаты с процентами, а следовательно и не можете в таком случае считать себя пострадавшими.
Стоит ли стесняться работы в сетевом маркетинге
Здесь, кажется, изначально хромает логика. Если вы продаете людям товар, который им нравится, то почему этого нужно стесняться?
А если вы продаете заведомо некачественный товар, то какая разница, сетевой это бизнес или нет: ваша репутация страдает не от этого.
Некоторые стесняются того, как проходят собрания партнеров в таких компаниях. Многим непонятно, почему взрослые люди поют взявшись за руки и пляшут на сцене перед полным залом. Ну считайте это издержками профессии и не обращайте внимания. Если завтра вы узнаете, что ваш сосед работает в морге и ежедневно переносит трупы, вы станете показывать на него пальцем за то, что он, как вам кажется, делает на работе странные вещи?
Запомните: если ваша работа приносит людям пользу или удовлетворение (и одновременно не причиняет вреда), то вы можете ей гордиться.
Всем найти работу по душе!