Советские миллионеры - это не выдумка писателей Ильфа и Петрова. Они действительно существовали в СССР. Откуда они могли появится в стране развитого социалиста? Сама плановая экономика, успешно справляющая с покорением Севера, с осноением целины, с созданием новейших видов вооружений и космической техники и породила таких людей как " цеховики " и фарцовщики ".
Одни производили нелегально товары народного потребления, которых крайне нехватало на полках магазинов. Другие доставали импортные вещи и одежду, которой так не хватало простому советскому человеку. А все потому, что та самая хваленая плановая экономика не справлялась с производством товаров народного потребления, спрос на которые по мере роста доходов населения так же возрастал. Этим и возпользовались некоторые предприимчивые граждане.
В 1960−1970-х годах в самых престижных столичных ресторанах можно было увидеть одетых по последней иностранной моде мужчин в сопровождении ослепительных красавиц, перед которыми почтительно склонялись официанты. Это не были дипломаты, актеры или знаменитые спортсмены. Это были те самые "цеховики ", про которых все знали.
Спрос рождает предложение и появились те самые люди, которые готовы были советскому народу то, что он хочет. Иногда это делали в неурочное время, когда из остатков и обрезков материалов шили одежду и обувь, не учтенную ни в каких планах. Потом эту продукцию через своих людей реализовывали в торговых сетях.
Но данная "халтура" не шла ни в какое сравнение с настоящими производствами, которые организовывали в старых гаражах и ангарах тайком от власти. Рабочие на свой страх и риск, после основной работы отправлялись в эти нелегальные цеха, где их заработок порой в несколько раз превосходил официальную зарплату. Доход же организаторов подобных предприятий — « цеховиков » — измерялся космическими по советским меркам суммами.
Использование сырья с легального производства квалифицировалось как расхищение социалистической собственности. Но долгое время наказание по этой статье являлось незначительным. Пока в 1947 году, в самый разгар послевоенного восстановления, наказание за хищения в особо крупных размерах не увеличили до 25 лет лишения свободы.
Однако самым ярым противником подпольных миллионеров, который объявил им настоящую войну, стал уже Никита Сергеевич Хрущев. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 года допускалось применение смертной казни за хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах.
Однако и высшая мера не пугала подпольных коммерсантов.
Одним из самых знаменитых "цеховиков" времен Хрущева стал Зикфрид Газенфранц, 35-летний помощник мастера Аламединской трикотажно-ткацкой фабрики в городе Фрунзе (Бишкек). Он прекрасно видел, что мужчины и женщины хотят одеваться красиво и модно, а одежды на всех не хватает. Подключив родственные связи (родители Газенфранца до войны жили в Румынии), начинающий предприниматель сумел приобрести десять чехословацких прядильных станков, а также сырье. Партнерами, точнее подельниками Газенфранца , стали начальник его цеха Матвей Гольдман и мастер ткацкого цеха фабрики имени 42-й годовщины Октября Исаак Зингер.
Подпольное производство организовали прямо на территории Аламединской трикотажно-ткацкой фабрики в автобусном гараже, который предоставил мастер Гольдман. Там и производили самые дефицитные товары. Недостатка в рабочих, желающих подзаработать не было. Каждого кандидата тщательно проверяли и прощупывали перед приемом на "работу".
Для того чтобы подпольное производство исправно работало, приходилось платить нужным людям взятки, без этого было невозможно. И через некоторое время "крышей" наших подпольщиков стал сам глава Госплана Киргизской ССР Бекжан Дюшалиев .
Чистый доход «фабрики Газенфранца » по материалам следствия составлял около 400 000 рублей в год! Сам Газенфранц жил в роскошном доме, его жена ходила в бриллиантах, а сам предприниматель ездил по городу Фрунзе на « ролс-ройсе », купленном у иностранных дипломатов. Зингер любил красиво отдохнуть в Прибалтике, устраивал любовницам настоящие ванны из шампанского. Колоссальные суммы потратить в СССР было невозможно, поэтому « цеховики » прятали их в многочисленных тайниках. Казалось бы, хотеть уже было нечего, однако Газенфранц и Зингер продолжали расширять собственное производство, увеличивая прибыль. Но как известно, жадность фраера сгубила .
Рано или поздно, наши "цеховики" должны были засыпаться и это случилось в 1962 году. Слухи о несметных богатствах киргизских "буржуев" дошли до Москвы. Узнав о них, Хрущев был вне себя от ярости. Приказано было: немедленно арестовать!
Следствием занимались самые опытные следователи из Москвы. Но наши подопечные настолько поверили в свою неприкосновенность, что попросту перестали скрываться и доказать их вину оказалось делом техники.
Выездная сессия Верховного суда вынесла смертные приговоры 21 фигуранту дела. Семерым, как участникам Великой Отечественной войны, расстрел заменили 15 годами лишения свободы. Газенфранца , Зингера и еще 12 подпольных советских предпринимателей казнили.
Но на этом история советских "цеховиков" безусловно не закончилась. И таких людей было много и до и после дела «фабрики Газенфранца ». Сама система, несмотря на столь суровое наказание, по-прежнему стимулировала особо предприимчивых граждан на подобные "подвиги". Не все хотели жить по-честному, на одну зарплату так сказать.
А вы знали таких отчаянных людей? Как к ним относились? Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!