Найти тему
Фотография и еда

Виды и схемы света в фудфотографии. Часть 2. Основы. Естественный свет.

Привет, друзья!

Продолжу про роль света в фотографии. В этой статье расскажу про особенности работы с естественным светом.

Чтобы "прочитать" свет нужно обратить внимание на самые освещенные участки кадра и на тени. Здесь свет боковой - источник (окно) находится слева. А с правой стороны кадра мы видим глубокие тени (отражателем здесь я не пользовалась специально)
Чтобы "прочитать" свет нужно обратить внимание на самые освещенные участки кадра и на тени. Здесь свет боковой - источник (окно) находится слева. А с правой стороны кадра мы видим глубокие тени (отражателем здесь я не пользовалась специально)

Главный плюс естественного света - он бесплатный, а это очень важно для тех кто только начинается снимать. А еще естественный свет непредсказуем и может выдать совершенно бесподобный результат и его будет очень сложно повторить - отсюда главный недостаток, естественный свет очень сложно контролировать и он ограничен по времени, поэтому получить одинаковые серийные коммерческие кадры какой-либо продукции со светом из она будет очень сложно.

При съемке в помещении источником естественного света (ЕО) будет окно. Выбирайте то, где вы без проблем сможете разместить систему из стола с фоном для фото и задним фоном. Хорошо если цвет стен и занавесок в комнате будет максимально нейтральным - белым, серым. Яркие обои и текстиль на окнах могут дать нежелательные тона в кадре (но все равно, работаем с тем что есть).

Для устройства съемочной сцены будет нужен стол или высокая тумба на которой расположим фон для фото, отлично если сзади можно будет разместить задний фон и чем-то его придерживать (например, тяжелая коробка с молоком - при съемках в кафе задний фон всегда у меня держат коробки с молоком). Если есть - будет нужен штатив для камеры и место для него и понадобятся отражатели и, возможно, рассеиватели. Ваша одежда не должна быть яркой, чтобы тоже не дать нежелательных тонов на фото и чтобы красная пижамка не отразилась, скажем, в глянцевой чайной ложке. Хорошая одежда фотографа - это белый, серый или черный цвет

Перед установкой камеры на штатив, стоит сделать тестовые снимки с рук чтобы посмотреть наиболее выгодный ракурс для съёмки.

Отражатели тоже понадобятся - хотя бы для того чтобы протестировать и посмотреть как он работает и какой эффект дает. Для начала можно воспользоваться куском пенопласта или белого картона или замотать обычный картон фольгой. Серебристый отражатель будет более эффективен чем белый. Чем ближе отражатель будет стоять к объекту съёмки тем тем больше света он вернет на затемненную сторону, чем дальше тем меньше. Еще важен уровень наклона отражателя, экспериментируйте и смотрите на результат. Я во время съёмки одной рукой держу камеру другой круглый серебристый отражатель диаметром 60 см чтобы сразу определиться с каким наклоном отражателя будет самая оптимальная по размерам теней картинка (штатив не использую).

Если вам нужно поснимать, а свет из окна очень яркий - можно воспользоваться рассеивателем - на первоначальном этапе занавесить окно белой простыню (потом уже думать о покупке специального рассеивателя света).

Еще важно время съемки, нужно определиться с лучшими часами когда из вашего окна будет оптимальный свет. В моей квартире часть окон выходят на восток - там я могу снимать после обеда (весной и летом, а зимой и осенью качество света меня не устраивает совсем), другая часть окон выходят на запад - летом и весной хороший свет с утра и до 16:00, зимой и осенью мое время с 11:00 до 13:00). Да, зимой когда продолжительность светового для совсем не велика мы можем снимать буквально пару часов в день. Чтобы не терять драгоценное время - съемочную сцену сооружаем заранее, композицию прикидываем и выстраиваем тоже до момента съёмки - так успеем сделать больше.

В предыдущей статье я рассказывала про основные схемы съемки для искусственного света.

Статья - Виды и схемы света в фудфотографии. Часть 1. Основы. Искусственный свет.

Для ЕО схемы точно такие же, в приоритете боковой и контровой свет. С фронтальным стараемся не снимать, он не даст показать объем объекта и сделает его плоским и неинтересным. Фронтальный свет - свет в лоб, когда источник света (окно) светит в туже сторону с которой стоит фотограф и делает снимок

Нарисую основные схемы света:

Боковой свет. Он будет освещать одну сторону композиции, а вторая будет в тени - поэтому, если это не противоречит художественному замыслу, например, вы снимаете дарк фото, тень нужно будет компенсировать и подсветить отражателем.

Схема для бокового света. Одна из основных и самых распространённых в фудфотографии
Схема для бокового света. Одна из основных и самых распространённых в фудфотографии
"Читаем" свет. Окно слева - освещены левые половинки фруктов, правые освещены не так сильно. С правой стороны идут тени. У картинки есть объем, если бы мы взяли источник света и поместили его сверху, создав фронтальный свет, мы бы остались без теней и получили плоскую картинку.
"Читаем" свет. Окно слева - освещены левые половинки фруктов, правые освещены не так сильно. С правой стороны идут тени. У картинки есть объем, если бы мы взяли источник света и поместили его сверху, создав фронтальный свет, мы бы остались без теней и получили плоскую картинку.

Здесь такая же схема - окно слева, тени справа, но они сильно подсвечены серебристым отражателем и малозаметны
Здесь такая же схема - окно слева, тени справа, но они сильно подсвечены серебристым отражателем и малозаметны
Здесь направление света можно прочитать по бликам на глазури кекса. Тени небольшие и мягкие без резкого контура - заслуга отражателя
Здесь направление света можно прочитать по бликам на глазури кекса. Тени небольшие и мягкие без резкого контура - заслуга отражателя

Контровой свет - когда мы снимаем против солнца, актуален для напитков в стекле, для съёмки потребуется точно подсветить объект с передней стороны кадра (вы увидите где будет главная большая и неахтишная тень) и частенько с боков тоже.

Так снимают напитки, прозрачное желе, стаканы и стекло. Но и непрозрачные объекты с такой схемой света тоже будут выглядеть хорошо, главное подсветить отражателями переднюю часть кадра
Так снимают напитки, прозрачное желе, стаканы и стекло. Но и непрозрачные объекты с такой схемой света тоже будут выглядеть хорошо, главное подсветить отражателями переднюю часть кадра
"Читаем" - сзади окно, оттуда свет, он отлично подсвечивает окружность творожного кольца, а внизу под блюдом сильная тень подсвечена отражателем
"Читаем" - сзади окно, оттуда свет, он отлично подсвечивает окружность творожного кольца, а внизу под блюдом сильная тень подсвечена отражателем
Здесь аналогичная схема
Здесь аналогичная схема

И про Фронтальный свет. Схема будет такая. Но использовать ее совсем не выгодно в фудфото.

Схема переднего (фронтального) света.
Схема переднего (фронтального) света.