Здравствуйте. Продолжаю цикл статей, в которых говорю об отношении наших прославленных полководцев к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Андрей Иванович Еременко за Великую Отечественную войну командовал аж восьмью фронтами (более чем кто-либо иной), однако маршалом Советского Союза стал спустя 10 лет после войны в 1955 году, уже после смерти Сталина. Маршал Еременко кавалер пяти орденов Ленина, трех орденов Суворова I степени, ордена Кутузова I степени. Также Андрей Иванович - Герой Советского Союза. Человек несомненно имеет множество военных заслуг перед нашей Родиной и именно за них заслуживает уважения. Однако статья, посвящена мнению маршала Еременко о Сталине, и оно уж очень разительно менялось, в зависимости от того кто был у власти. Но обо всем по порядку.
После парада Победы в 1945 году состоялся банкет, на котором никто иной, как Андрей Иванович произнес:
Товарищ Сталин, будучи председателем ГКО и Верховным Главнокомандующим, руководил всеми нашими крупными операциями, которые заканчивались победами. Он твердо руководил войсками фронтов, поэтому заслуживает самых высоких наград. В День Победы, мы не должны забыть нашего Верховного. Поэтому я предлагаю присвоить Сталину Иосифу Виссарионовичу звание Генералиссимуса и присвоить звание Героя Советского Союза.
Характеристика более чем хвалебная. Но, всему свое время. И в 1965 году, на тот момент маршал Еременко (при Сталине был генералом армии) в журнале "Наука" печатает свою статью, в которой в частности говорит:
На Сталине, являвшемся фактическим главой государства, лежит основное бремя ответственности за наши поражения. Но в том, что удар противника оказался внезапным для наших войск, … определенную ответственность несут высшие военные инстанции.
А вот еще не менее интересное высказывание:
Сталин … пренебрег одним из главных принципов военной стратегии о необходимости сберечь армию, даже рискуя потерять территорию. Когда возникает дилемма – удержать территорию или отводить войска, сохраняя их боеспособность, как правило, следует идти на сохранение армии, жертвуя территорией.
Различие в оценке Сталине кардинально изменилось за 20 лет. Бывает, не спорю. Вполне возможно, что Андрей Иванович переосмыслил события и роль в них Сталина. Но только вот, еще во время войны сослуживцы оценивали моральные свойства генерала Еременко в негативном ключе, а были это никто иные как маршалы Жуков и Василевский. Вот, что о Еременко говорил Георгий Константинович:
Еременко в войсках не любили за глупость и чванство.
Замечу, что в своих мемуарах Жуков больше никого не оскорблял. А вот, что говорит Александр Михайлович Василевский об Еременко:
Он умел выкручиваться и вместе с тем имел большие способности к подхалимажу. Вылезать наружу из блиндажа или подземелья, по моим наблюдениям, он не любил. Очень не любил. В период наступления южнее Сталинграда и событий под Котельниково мне довелось много ездить, но с Еременко я не помню, чтобы приходилось ездить.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©