Найти тему

Критерии оценки открытого занятия, которые обязательно учитываются при его просмотре

Оглавление

Друзья, скоро март, и это значит, что наступает время второго этапа взаимопросмотров педагогических мероприятий с детьми. Предлагаю вам рассмотреть те критерии, на которые обращают внимание присутствующие на мероприятии, будь то коллеги, эксперты по аттестации или любые другие проверяющие.

Итак, первое - это соответствие Программе вашего учреждения.

Думаю, здесь комментарии излишни. Кроме этого, педагог должен обосновать соответствие содержания, методов и приемов индивидуальным особенностям детей группы.

Если ваше учреждение работает про принципу блочно-тематического планирования, будет актуальным отразить соответствующую тематику в мероприятии.

Что касается организации игровой среды, то в этом пункте рассматривается не только разнообразие демонстрационного и раздаточного материала, но и его целесообразность, содержательность, эстетичность оформления.

ТСО должны отражать лишь то, что ребенок не может увидеть здесь и сейчас. И ни в коем случае не дублировать происходящее. Я наблюдала картину, когда педагог и дети, отправляясь в путешествие на ковре-самолете, наблюдали его еще и на экране интерактивной доски. Выглядело странно, к тому же это увеличило время работы с доской. А ради чего? Образовательной нагрузки как таковой не случилось.

Кстати, о требованиях СанПиН.

Экран мы можем использовать с детьми от 5 лет длительностью не более 7 минут за раз и не более 20 минут в течение дня. Поэтому стоит продумывать каждую минуту образовательной деятельности.

Обращаем так же внимание на рациональность размещения элементов игровой среды: материалы должны быть достаточного для восприятия детьми размера, расположены удобно, в поле зрения каждого ребенка и т.д.

Не забываем, что мероприятие должно иметь сюжетную линию, логику построения. Так сказать, чтобы одна часть плавно перетекала в другую. Мероприятие с детьми недопустимо проводить в форме отдельно взятых заданий.

Про интеграцию видов детской деятельности я писала в этой статье:

А об интеграции образовательных областей, а так же видов детской деятельности можно почитать здесь:

Не забываем про СанПиН в части продолжительности мероприятия и организации двигательного режима. Время классно-урочной системы давно прошло...

Очень важный критерий оценки - речь педагога.

Здесь хочу сказать не только о грамотности в части грамматики, но и об эмоциональности, выразительности, доступности и логике. А так же о том, что педагог в полной мере должен владеть информацией о том, что он вещает. Неточностям и ошибкам - нет!

Создание ситуации успеха для каждого ребенка на протяжении мероприятия.

Дети разные. Постарайтесь найти в каждом то, за что можно похвалить. Пусть это будет самая малость, пусть она не касается образовательных задач, как бы нам этого не хотелось. Может быть малыш был очень аккуратен при выполнении творческого задания?

Не пренебрегайте мотивацией (кстати, это касается и пункта выше - разумная похвала тоже мотивирует). Мотивировать детей нужно не только письмом, поступившим к вам в группу в начале мероприятия (сарказм, конечно), но и в ходе всей деятельности детей.

Постановка детской цели

Мы-то поставили цель, педагогическую, задач на целый лист указали. А ребенок? Зачем он вообще здесь, на вашем мероприятии? Вряд ли, чтобы научиться отвечать полным ответом на вопрос, или чтобы закрепить представления о геометрических фигурах. У детей цель своя, и в подавляющем большинстве она не совпадет с педагогической. Часто детская цель будет связана со способом мотивации, например, оказать помощь кому-либо. Так вот, важно, чтобы цель была принята всеми детьми, каждый из воспитанников стремился на своем уровне ее достичь.

Про методы и приемы, думаю, писать не стоит. Выбирая их, ориентируемся на типы мышления, соответствующие детям того или иного возраста, а так же индивидуальные особенности детей.

Очень важно предусмотреть разные формы организации детей: групповую, подгрупповую, парную, индивидуальную.

Еще важнее, чтобы дети организовывали, к примеру, пары, самостоятельно. Предоставьте детям возможность выбора форм работы, участников деятельности и материалов. В части материалов - это сложно, но реально. Не бойтесь отступить от конспекта, если дети захотели клеить, а не рисовать. Ах, ну да, вы же положили на столы только карандаши... Педагог оказывается на более высоком профессиональном уровне, если предоставляет детям самим выбрать те материалы, которые помогут решить им ту или иную задачу. Конечно, для этого и среда в группе должна быть соответствующая, и выбор для детей - не единичная акция.

Определитесь - вы учитель или партнер?

Кстати, вроде и стиль педагога демократический, а педагог выглядит учителем. Это может быть по нескольким причинам: позиция взрослого стабильна (стоит у доски, сидит за столом), либо он перемещается для контроля и оценивания, контролирует, оценивает, «наклоняясь» над ребенком. При этом активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе речевая. Ну, и материалы уже на столах.

Результативность в соответствии с целью и задачами

Ровно как педагогическая цель и детская, результативность мероприятия тоже должна оцениваться с двух сторон. Кстати, с точки зрения Стандарта важнее активность детей во время мероприятия, их взаимодействие с педагогом между собой и детьми, а не количество, предположим, правильно решенных задач или красиво вырезанных кругов из квадратов. Покажите взрослого, не умеющего работать ножницами. Вот и ребенок научится.

Друзья, не бойтесь работать по-новому. Как сказал Стив Джобс: "Сделай шаг, и дорога появится сама собой". А вот здесь можно взять порцию мотивации:

Всем добра и качественных педагогических мероприятий. Поставьте лайк к этой статье, если материал был полезен, а так же подписывайтесь на канал "Методист в отставке", это поможет популяризировать информацию.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые