Найти в Дзене

Анализ занятия в ДОУ. Как воспитателю детского сада его подготовить

Друзья, помните риторический вопрос про то, что появилось первым - курица или яйцо? Готовясь к проведению открытого для коллег педагогического мероприятия с детьми, педагогу предстоит изрядно потрудиться: определить задачи, продумать методы и приёмы, способствующих решению поставленных задач, продумать структуру мероприятия, разработать демонстрационный и раздаточный материал... И это только часть подготовки. Проведённое мероприятие обязательно анализируется коллегами, и здесь существуют разные подходы. Кто-то утверждает, что анализ педагогом проведённого мероприятия не может быть написан заранее, педагогу нужно отчитаться здесь и сейчас. Кто-то считает, что без заранее подготовленного анализа не может состояться открытое педагогическое мероприятие с детьми. Друзья, что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Вот что думаю о этом я, возвращаясь к курицам и яйцам. Конспект занятия не может существовать отдельно от анализа Ни то, ни другое не родится пер
Оглавление

Друзья, помните риторический вопрос про то, что появилось первым - курица или яйцо?

Готовясь к проведению открытого для коллег педагогического мероприятия с детьми, педагогу предстоит изрядно потрудиться: определить задачи, продумать методы и приёмы, способствующих решению поставленных задач, продумать структуру мероприятия, разработать демонстрационный и раздаточный материал... И это только часть подготовки. Проведённое мероприятие обязательно анализируется коллегами, и здесь существуют разные подходы. Кто-то утверждает, что анализ педагогом проведённого мероприятия не может быть написан заранее, педагогу нужно отчитаться здесь и сейчас. Кто-то считает, что без заранее подготовленного анализа не может состояться открытое педагогическое мероприятие с детьми.

Друзья, что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Вот что думаю о этом я, возвращаясь к курицам и яйцам.

Конспект занятия не может существовать отдельно от анализа

Ни то, ни другое не родится первым или вторым. Разрабатывая конспект, педагог анализирует каждый свой шаг, при необходимости изменяя ту или иную часть материала.

Анализ занятия в ДОУ. Как воспитателю детского сада его подготовить
Анализ занятия в ДОУ. Как воспитателю детского сада его подготовить

Таким образом, получается, что оба этих документа готовятся педагогом одновременно. И вот здесь возникает противоречие: мероприятие еще не проведено, а анализ написан. Правильно, написан анализ конспекта, анализ того "идеального" варианта его реализации педагогом, где озвучиваются цель, задачи, используемые методы и приёмы в интеграции с элементами современных образовательных технологий и прочее, о чем чуть позже. И только после подробного анализа конспекта в документе оставляется место для комментариев. Их педагог впишет после того, как проведет мероприятие. Любая работа на публику, пусть даже на коллег, - это стресс. Именно поэтому нужно дать педагогу время, для того чтобы собраться с мыслями и обозначить результат, а так же все плюсы и минусы проведенного мероприятия. И, если минусы все же имеются, предложить альтернативные варианты развития событий. Поэтому коллективный анализ никак не может проводиться непосредственно после проведения педагогического мероприятия с детьми.

А теперь перейдём непосредственно к алгоритму написания, еще раз обращу ваше внимание, анализа конспекта педагогического мероприятия с детьми.

Анализ конспекта занятия в ДОУ начинается с темы, четко поставленной цели и задач

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают образовательными, развивающими, воспитательными. При написании конспекта занятия задачи необходимо указывать именно через разделение их на эти три типа.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.

Необходимо соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного мероприятия). Это относится и к формулировке развивающих задач.

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

После ознакомления коллег с целью и задачами, педагогу необходимо указать место изучаемого материала в процессе воспитательно-образовательной деятельности, его соответствие не только требованиям Программы, но и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, реализуя дифференцированный подход к обучению, педагогом могут быть затронуты разделы Программы, опережающие (или наоборот) данную возрастную группу. Содержание мероприятия в идеале должно соответствовать теме недели (если вы работаете по принципу тематического планирования).

При акцентировании внимания в ходе анализа на используемом оборудовании, которое отражено в конспекте (например, технические средства обучения) следует сделать отсылку на его актуальность и необходимость. Перечислять все оборудование (количество столов и стульев) не имеет смысла. Однако следует обратить внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды (а именно организация игрового пространства, способствующая смене видов детской деятельности и организации грамотного двигательного режима; расположение рабочих мест детей, доступность и достаточность материалов и пр.).

Затем необходимо познакомить коллег с демонстрационным и раздаточным материалом, обязательно указав соответствие требованиям СанПин (в отношении, например, размера печатного демонстрационного материала или планируемой продолжительности работы с электронным ресурсом), эстетическим и количественным требованиям. Педагог должен также указать, рационален ли был выбор и использование предусмотренных материалов.

Обобщая раздел самоанализа, касающийся создания условий, важно указать, какие индивидуальные особенности детей были учтены при подборе материалов и оборудования, организации среды в целом (к примеру, организация мероприятия в форме квеста, предполагающего достаточную двигательную активность, для группы, в составе которой имеются подвижные дети).

Необходимо указать приоритетную образовательную область и виды детской деятельности, реализуемые в данном мероприятии

Почему я именно за указание видов детской деятельности? Смотрите. Предположим, вы организовали беседу на тему "Зимние виды спорта" и сообщаете коллегам, что реализовывались все образовательные области. "Физическое развитие" и "Познавательное развитие", так как материал непосредственно оттуда. "Художественно-эстетическое развитие", потому что вроде как с опорой на наглядность. Естественно, "Речевое развитие", поскольку сама форма работы предполагает. Ну, и осталось "Социально-коммуникативное развитие", так как приучаете детей внимательно слушать сверстников. А теперь перейдем к видам детской деятельности... Сколько их было? Хорошо, если хотя бы коммуникативная (если педагог грамотно организовал диалог). По факту, дети просидели на стульчиках.

Вот поэтому так важно говорить о видах детской деятельности: образовательные области еще ни о чем не говорят.

Что делаем дальше?

Затем указываются тематическая сюжетная линия организации занятия, связь между собой структурных элементов занятия, адекватность хронометража каждого из них.

Если велась предварительная работа, то об этом кратко необходимо сказать.

Далее педагог должен предусмотреть подробный анализ каждого из структурных элементов мероприятия: мотивации, основной и заключительной частей (с рефлексией) с указанием используемых методов (наглядных, практических, словесных). На мотивационном этапе нужно указать, каким образом была сформулирована детская цель, была ли она понятна и принята детьми.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы (были ли выбранные приемы успешны для выполнения поставленных задач, для каждой задачи используется свой метод или прием). Указываются формы организации совместной деятельности, возможность выбора детьми форм работы, материала, партнеров по деятельности и т.д. (указать какие именно).

Например

Мотивационный этап

«На мотивационном этапе занятия была использована коммуникативная игра-приветствие «Мы начнем», которая настроила детей на позитивный лад, создала доброжелательную атмосферу. Для создания дополнительной мотивации был использован прием «Письмо от Весны» с приглашением на прогулку по весеннему лесу».

Основной этап

«С помощью игры-распевки «Прогулка по облакам» голосовой аппарат детей был подготовлен к последующему пению, что способствовало успешному исполнению песни «Веснянка».

«На каждом этапе занятия в работе с детьми использовались вопросы поискового характера («Кто принес?», «Что может лежать в письме?», «Зачем дятел стучит по дереву?»), что способствовало стимулированию мыслительной деятельности и речевой активности детей».

Заключительная часть

«На заключительном этапе была проведена рефлексия как эмоционального состояния, так и рефлексия деятельности. Каждый ребенок получил возможность высказать свое мнение и поделиться впечатлениями».

В самоанализе необходимо указать, элементы каких современных образовательных технологий были использованы в процессе занятия.

"В ходе занятия использовались элементы здоровьесберегающих технологий – продолжительность занятия соответствовала требованиям СанПиН, была обеспечена смена видов детской деятельности, физкультминутка была организована вовремя (может быть и не одна в течение занятия) и правильно (не менее 2-х повторов)."

«Так, для обеспечения принципа наглядности и поддержания познавательного интереса была использована озвученная мультимедиа презентация. Использование видеопартитуры обеспечивало наглядное подкрепление для исполнения детьми своей партии, таким образом каждый ребенок чувствовал себя комфортно, для каждого из детей была создана ситуация успеха. Соблюдалось рекомендованное расстояние до экрана, а также время его использования."

И только после того, как мероприятие будет проведено, анализ дополняется

Анализируется эмоциональная составляющая: стиль общения с детьми и речь педагога, настрой, с каким интересом выполняли дети задания, получали ли они похвалу, были ли успешны.

В конце анализа необходимо отметить результативность (были ли решены задачи и соответственно достигнута ли педагогическая цель занятия, достигли ли цели дети).

И, о чем говорилось выше, если в процессе проведения мероприятия, педагог обнаружил непродуктивность методов и приемов, об этом так же нужно сказать и предложить альтернативу.

В заключение хочу сказать вот что. Не бойтесь ошибок. Бойтесь их не видеть или скрывать. Для педагога куда важнее научиться адекватно оценивать свои результаты и видеть перспективы собственной модернизации, нежели выдавать желаемое за действительное. В этом его профессионализм.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые