Новорожденные едва выживали с мая по сентябрь. Почему?
Сезонная смертность младенцев в дореволюционной России.
Известный факт, что весь крестьянский быт был почти полностью завязан на работе в поле. Все кто мог хоть как то возделывать землю - работали в поле. Задействованы были все в возрасте от 7 лет до 60, а то и 70 лет. От работы в поле зависела жизнь не только семьи, а и всей деревенской общины. Поэтому возделывание земли ставилось всегда на первое место. Самый активный период работ был в мае-сентябре.
Могла ли родившая женщина получить декрет хотя бы дней на 40 в то время? Конечно же, нет. Летом нельзя было ни болеть, ни лечиться. Летом можно было работать и работать на износ, сутками, не думая ни о чем другом. Родившая женщина работала наравне со всеми. К работе приступала на третий день, если не было никаких осложнений. А где в это время был ребенок? С кем его оставляли? Оставляли с няньками. А няньками были дети до 7ми лет и совсем дряхлые старики, которые уже были не пригодны для работы. Естественно, няньки из них были так себе.
Кормила женщина ребенка тогда, когда успевала. А успевала она раза 2-3 за день. В остальное время ребенок сосал самодельные соски из мякиша хлеба, а что бы не плакал, могли и мак запарить и дать пососать. Для хорошего сна, так сказать. Всем, конечно, понятно, что младенец, в буквальном смысле слова, боролся за выживание.
Отсюда и пошли все народные суеверия. Ребенка не показывали до 40 дней, не собирали приданное. Зачем тратиться, если такая высокая вероятность смертности.
Если посмотреть статистику детской смертности в 19веке, то можно увидеть, что летом смертность доходила до 60%. И в центральной части России детей погибало гораздо больше, чем в отдаленных уголках нашей страны. А вот к середине осени показатель резко снижался, в октябре-ноябре был уже минимальным. Затем шел снова сезонный всплеск. Связанный с зимними простудами. Но зимнему всплеску было далеко до летней смертности. Лишь в 1960м году зимний показатель превысил летний.