Найти в Дзене
НПО ТКС

Подвиг "гражданских"...

Из цикла "Забытые сражения".
Из цикла "Забытые сражения".

242 километр трассы М-1 Москва-Минск. Вот-вот должна показаться Вязьма, но вдруг из-за пригорка возникает нечто трудно различимое, но монументальное... Чуть ближе начинают "проявляться" детали и уже понятно, что перед тобой фигура человека, который из последних сил замахивается гранатой...

Это мемориал ополченцам-бауманцам, установлен он на том самом месте, где седьмая дивизия добровольцев из Москвы, в состав которой вошли в основном жители Бауманского района, а так же преподаватели и студенты МВТУ и МИХМ, разрушили планы "блицкрига", в той их части где были намерения быстро и почти без потерь захватить Москву...

Первоначальный состав дивизии: 19-й, 20-й, 21-й стрелковые полки, 7-й запасной стрелковый полк, 45мм минометный отдельный дивизион, отдельная самокатная разведывательная рота (на велосипедах), саперная рота, медсанбат, автотракторная рота.

Собственно все дивизии народного ополчения поначалу были без оружия и без подготовки. Набирали в них главным образом интеллигенцию и служащих, и, конечно, студентов. Ограничения по возрасту очень небольшие (от 17 до 55 лет). Уже 8-9 июля дивизии отправили на строительство оборонительных сооружений.
Бауманская дивизия выступила 9 июля из Москвы в район Химок, где начала боевую учебу. Плохо обстояло дело с боевой подготовкой, в первую очередь, из-за недостатка боеприпасов и технических средств. Учебные стрельбы проходили нечасто, каждый боец делал всего по нескольку выстрелов. Проходило доукомплектование дивизий.

После небольшой подготовки дивизию перебросили в район Волоколамска, где она занималась строительством линии обороны.
16 июля ГКО принял решение о строительстве Можайской линии обороны, которая должна была прикрывать Волоколамское, Можайское, Малоярославское и Калужское направление на важнейших ближних подступах к столице. 18 июля был создан фронт Можайской линии, в состав которого, по мнению командования должны были войти все дивизии народного ополчения.
В конце июля 7 ДНО (вместе со 2, 13 и 18-й) вошла в состав 32-й армии.

19 августа под Дорогобужем для студентов МВТУ была создана школа младших командиров. Через месяц после окончания учебы, выпускники были направлены в части командирами орудий. Одновременно шло довооружение. Ополченцы получили значительное количество нового эффективного оружия. Надо сказать, что на начало сентября 1941 г. вооружение у ополченцев было очень старое и, зачастую, иностранного производства (польское, французское и т.п.). Но и после доукомплектования солдаты частично воевали со старым оружием.
В августе-сентябре ополченцы были заняты строительством Ржевско-Вяземского рубежа обороны. Строились полнопрофильные окопы, ДОТы и ДЗОТы, другие инженерные сооружения.

На рассвете 30 сентября 1941 г. немецкие танковые дивизии начали операцию «Тайфун», конечной целью которой был захват Москвы. 2 октября в наступление перешли основные силы немцев. К исходу дня передовые соединения врага, продвинувшись на 40 км, нанесли удар уже по 2-му эшелону Резервного фронта. Оборона наших войск была прорвана, танковые клинья стали глубоко охватывать советские войска в районе Вязьмы.
Главной причиной такого провала была неправильная оценка направления главного удара. Верховное командование ожидало, что фашисты будут двигаться по дороге Смоленск-Вязьма-Москва. Именно на этом направлении были сосредоточены наши главные силы. Плотность обороны была очень высокой. У шоссе были установлены даже тяжелые дальнобойные морские орудия. В то же время, фашисты, видимо располагая разведданными об организации обороны, начали наступление на Вязьму с юго-востока, где плотность обороны была в разы ниже установленной нормами на тот период.

-2

6 октября враг занял Вязьму
5 дивизий (2, 29, 8, 139, 140) Московского ополчения продолжали героически сражаться. 8 октября командование 32 Армии отдало приказ об отступлении на Можайскую линию, выполнить который в условиях окружения и, учитывая захват врагом Вязьмы, было практически невозможно. Возглавивший оборону окруженцев командующий 19 Армии М.Лукин отменил этот приказ, поставив задачу продолжать оборону на прежних рубежах. 29 СД заняла позиции на 242 км Минского шоссе.
Два полка 29-й сд и другие ее подразделения, вышедшие позже, подошли к Вязьме вечером 6-го октября, когда в ней были уже немцы. Командир дивизии самостоятельно принял решение – с утра вступить в бой. На следующий день дивизия семь раз атаковала немцев с целью выйти из окружения, и один раз ее бойцы вошли на окраину Вязьмы, но были отбиты. Основные бои шли у Относова, на берегу реки Вязьма. Потом остатки полков отошли от Вязьмы и влились в так же окруженную 19-ю армию. В те дни собственно и "заваривался" печально известный "Вяземский котёл"...

Так кто же тот герой, с гранатой, или это собирательный образ? У этого бойца есть реальный прототип. Когда в конце 1941 года под Вязьмой дивизия вела тяжелые бои, отбивая натиск фашистов, в критический момент сражения комиссар Николай Кожухарь со связкой гранат кинулся под танк. Ценой собственной жизни он подорвал головной танк, а остальные откатились под огнем артиллерии. Его подвиг решил исход боя в пользу солдат Красной армии. В честь этого героического подвига в Смоленской области на 242-м километре Минского шоссе, в районе Вязьмы, установлен памятник (скульптор В.К. Фролов) комиссару 19-го стрелкового полка 7-й Бауманской дивизии, уроженцу Луганщины Н.В. Кожухарю: солдат, стиснув в руке гранату, поднимается с земли навстречу танку. Этим увековечен подвиг Н.В. Кожухаря и многих бауманцев, вступивших в неравный бой с вражескими танками. Надпись на монументе так и гласит: "Здесь в 1941 защищая Москву стояли насмерть ополченцы бауманцы."

Выполняя долг под Знаменкой и на 242 км, пали смертью храбрых более 6000 бауманцев.

Благодарю за прочтение.

Всем добра!