Найти тему
Русский и Литература

Как написать №8 и №15 в ЕГЭ по литературе на максимум? План + пример.

Оглавление

Ответить на вопрос? Да, это не сложно! Это первая реакция 99 % сдающих ЕГЭ по литературе. По прошествии 5 минут: о чем здесь вообще писать? Что значит особенности мироощущения лирического героя? Откуда я знаю, как автор относился к жизненной философии персонажа? Что за вопросы-то такие? Дальше по сценарию возмущенное сопение и со скрипом написание 5 требуемых предложений непонятно о чем. И с этого-то и начинается трагедия, потому что…

🤦‍♂️ На большинство вопросов № 8 и № 15 в пяти предложениях не ответишь;

🤦‍♂️ Если и ответишь, то бездоказательно, а, значит, максимального количества баллов – 6 – за них не видать.

Коротко о главном
Коротко о главном

Давайте разбираться, как они должны выглядеть и какого объема их писать.

1. Воспринимать вопрос №8 или №15 нужно как мини-сочинение, то есть сочинение, урезанное примерно вдвое. Поэтому ориентировочный объем ответа – 100 слов. Хотите больше – пожалуйста, но помните о времени. На экзамене оно летит с потрясающей скоростью.

2. Время написания – от 15 до 20 минут. Это со всеми думами и переписываниями. Потратите больше, значит что-то не успеете. Проверено на практике 10-ю поколениями моих учеников).

3. Ответ на вопрос надо писать сразу на чистовик. А для того чтобы потом не исправлять написанное, план ответа составляйте на черновике. Так же, как я советовала и в вопросах-сравнениях, лучше всего делать тезисный план и отдельно выписывать термины, которые желательно не забыть.

Как писать план? Из чего состоит ответ?

План состоит из 4 пунктов:
1. Вступление;
2. Тезис 1 + доказательство (цитата) + микровывод;
3. Тезис 2 + доказательство (цитата) + микровывод;
4. Заключение.

Теперь разберем каждый пункт подробнее на примерах. Я намеренно возьму вопрос № 15, то есть анализ лирики, потому что она абстрактнее, а следовательно, сложнее.

Вопрос: Какую роль в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» играют эпитеты?

А.С. Пушкин "Зимнее утро"
А.С. Пушкин "Зимнее утро"

1. Вступление необходимо сразу начинать с ответа на вопрос. Общие фразы о гениальности поэта или его творения не нужны. Учитесь писать лаконично и по делу.

Одним из важнейших средств выразительности в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» являются эпитеты. Они присутствуют в каждой строфе и помогают воссоздать зимний пейзаж.

2. Тезис – это главная мысль, которую и надо обосновывать цитатой из предложенного вам текста. Это продолжение вашего ответа, подтверждение мысли, высказанной во вступлении. Основная ошибка, которую допускают большинство учеников, это отсутствие четких тезисов. Легче же писать обо всем и ни о чем, не правда ли? Как это часто происходит в анализе стихотворения. Но вы забываете, что автор анализа не отвечает на конкретный вопрос, как вы.

Пример отсутствия тезиса и пустого рассуждения:

Поэт восхищается зимней природой и описывает ее так: «Под голубыми небесами/ Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит…». Это показывает, насколько тонко он умел чувствовать красоту русского пейзажа. Снежный покров он изображает как великолепный ковер, блестящий, радующий глаз…

Таким рассуждением вы загоняете себя в тупик, потому что что писать дальше решительно непонятно.

Подсказка: сформулировать хороший тезис помогает знание теории. А именно: направления, жанра, тематики, периода творчества, особенностей писательской манеры. Если перед вами неизвестный автор (второй половины XX века), его можно сопоставить с классическим образцами, найдя общие особенности и мотивы.

Пример качественного тезиса с доказательством и микровыводом:

Пейзажная лирика – важное направление в творчестве Пушкина. В своем развитии поэт прошел путь от классицизма к романтизму и завершил его реализмом. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим реалистический пейзаж – картину солнечного зимнего утра. Но есть в нем и отголоски романтизма. Создать романтический пейзаж так же, как и реалистический, помогают эпитеты: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,/ На мутном небе мгла носилась;/ Луна, как бледное пятно,/ Сквозь тучи мрачные желтела…». Мутный, бледный, мрачный – эпитеты, подчеркивающие напряженное состояние лирической героини. Им противопоставлены эпитеты, характеризующие утреннюю красоту: «великолепными коврами», «янтарным блеском» и другие.

3. Тезис 2. Часто формулировать его сложнее, чем первый, потому что мысли катастрофически заканчиваются. Думайте, как еще можно ответить на вопрос. Бывает, что он логично вытекает из тезиса 1, но, если нет – ищите идею и новый подход.

Пример тезиса 2 с доказательством и микровыводом:

Описывая русскую зиму, Пушкин стремился показать, что днем она вовсе не одноцветна и мрачна. В этом ему также помогали эпитеты, так как с помощью них поэт создавал цветопись стихотворения: «под голубыми небесами», «прозрачный лес». Присутствуют в нем и другие цвета: черный, зеленый, солнечно-желтый, блестящий, белый.

Подсказка: в ответе на вопрос должно присутствовать две цитаты: по количеству тезисов. Но их не обязательно давать полностью, можно дробить строку на части, акцентируя внимание не нужном вам фрагменте.

4. Заключение – это трудная часть, потому что повторяться в ней нельзя, а основное вроде бы сказано. Беспроигрышным вариантом, который подчеркнет ваши знания будет указание на других авторов, которые использовали такой же прием, потому что преемственность в литературе важна как нигде.

Пример заключения:

На примере стихотворения «Зимнее утро» мы увидели, насколько важным тропом является эпитет. Пушкин отдает должное этому средству выразительности, как и его учитель и предшественник В.А. Жуковский, который вошел в историю нашей литературы как создатель русского романтического пейзажа.

Подсказка: при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе создавайте схемы или таблицы, в которых будет показано развитие основных тем лирики: пейзажной, гражданской, философской, любовной, темы поэта и поэзии, столкновения поэта и толпы. Одна из них обязательно встретится в вопросах 15 и 16.

О том, как писать вопросы-сравнения №9 и №16, читайте здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5fd639167e12f01601c19cd9/kak-napisat-vopros-9-i-16-v-ege-po-literature-na-maksimum-602135ed390eb32b9b66c9d0

Удачных сочинений!