В 2020 году был бесславный «Метод-2», где кривляния Константина Хабенского дошли почти до предела, а режиссура Войтинского подтвердила стабильную слабость. На этом можно было прилечь и отдохнуть. Но 2021 году подвезли новое – «За час до рассвета». Снова детектив, снова с Хабенским. Снова печальное зрелище.
Судя по первым сериям этого проекта, главный референс тут «Место встречи изменить нельзя», есть влияние недавнего достойного сериала «Ленинград 46» и внезапно – фильма «Джентльмены удачи». Референсы могут быть хорошие, но результат у продюсера Федора Бондарчука получился слишком неловким в части жанра и вульгарным в остальном.
С фильма по нитке, Бондарчуку – сериал
Пролог. Война. Первая же сплаттер-сцена говорит нам, что ни хорошего вкуса, ни уважения к истории страны и ее людям тут искать не стоит.
1946 год. Главный герой (типа Володи Шарапова) – контуженный, но вернувшийся с войны на год позже остальных Денис Журавлёв (Андрей Бурковский). Как приехал в город, тут же записался в отдел по борьбе с бандитизмом, которым руководит пародийный Жеглов – майор Сергей Шумейко в исполнении Константина Хабенского, автора спича об ущербности советского человека из пошленького фильма «Собибор».
У начальника кличка Сатана, типа крутой. Злодей – да. Первая же антисоветская сцена с массовым расстрелом на рынке представляет милицию как... ну, вы поняли. Зрителю с достоинством дальше можно не смотреть. Крутой – нет. Это опровергается сразу – показом позерских действий милиционера, приводящих к разгрому отряда бандой Клеща.
Тут же на коленке рождается план: Денис, косплея Шарапова, войдет в доверие к Клещу под видом зэка Птахи, и так победим. Кино Говорухина ведь все смотрели. Сатана людей не жалеет (замысел понятен: советский человек, что с него взять...), план принимает. Только Птахе нужна команда.
В нагрузку к Птахе идет бывший однополчанин, ныне вор Буян (Артур Смольянинов), поясняющий нелюбовь к стране тем, что его кинули на фронте: обещали свободу, но вернули на нары (авторы, похоже, обиду разделяют). Еще один – решивший завязать авторитет Граф (Артур Ваха). Плюс – Маша (Алена Михайлова) из милиции изобразит подругу Птахи.
Далее – неудачный побег, почти срыв операции, после чего Графа и Буяна вернут в тюрьму. Птаха под свою ответственность готов изобразить банду, чтобы и задание выполнить, и мужикам обещать свободу. «Джентльмены удачи», понятно. Что будет дальше, уже не интересно. Двух серий хватило.
Комиксы и нуар надо уметь делать
Когда нам презентуют Шумейко, трудно сказать, что наиболее некрасиво – попытки играть в стиле Владимира Высоцкого, или когда исполнитель переходит на свои интонации. Эксцентрика бьет ключом, позерские гримасы, тупые шуточки, истерика на ровном месте...
Тут в помощь странная режиссура Игоря Зайцева, диалоги из клише. Понятно, авторы строят бадди-муви, нужна натянутость между героями. Но стоит ради этого одного из них делать банально неадекватным?
С ходу очевидная заявка на комикс. Только комиксы так не делаются. Для этого недостаточно сделать персонажей картонными и порезать кадр косой чертой. Явно нужно что-то еще, о чем не вспомнили или не знали. Подскажу: например, стоит подумать о мере условности. Как вариант.
И не факт, что комикс надо снимать с топорной выгородкой декораций, с чисто условной массовкой. В части возрастного ценза, конечно, хозяин барин, но когда бандиты тут ищут женского общества, подвозят такое... лучше еще пару сплаттер-сценок про войну посмотреть.
Заметны попытки игры с неонуаром – показать героев, измученных войной, лагерями и т.п., но черпающих в неположительном опыте силы для борьбы с большей тьмой... Как по учебнику. Но это не значит, что авторам позволено с ходу превращать героев в совсем отмороженных.
В этом фильме, после полутора серий уже нет людей, которым можно сопереживать. К этому моменту очевидно, что авторы или сильно запутались в жанрах, или ошиблись страной. Или оба варианта сразу.
Прокатчики подсовывают России западное кино третьего сорта
В чем основные минусы и проблемы сериала «Обычная женщина»
Чем больше «Водоворот» старается казаться крутым...
«ППЧМЗ» против «Последнего министра»