Лётная иллюзия - иллюзия возникающая в полёте
Аутокинез - «самодвижение»; движущемуся наблюдателю неподвижный источник света кажется движущимся.
Иллюзия разбухания объекта - в режиме встречного движения по пересекающимся траекториям, если скорость сближения превышает 81км/ч, возникает впечатление резкого увеличения встречного объекта (эффект превращения)
Полуденный мираж - в полдень в условиях высокой температуры воздуха, у пилота заходящего на посадку ВС, может появиться впечатление удвоения ВПП (включите автопилот или уйдите на второй круг и зайдите с обратным курсом). Согласно книге истинная полоса нижняя.
Иллюзия «блюдца» - возникает при полетах над ровной грядой облаков или в малоориентируемой местности, пилоту кажется что он выполняет полет по середине блюдца с выпуклыми краями
Иллюзия часовых стёкол - когда полет проходит между ровными грядами облаков, их края кажутся сомкнувшимися;
Иллюзия «звёздный мешок» когда полет проходит ночью над водой и звёзды отражаются в воде, и непонятно где верх, где низ.
Иллюзии размеров и расстояний - часто являются проявлением иллюзии контраста, опасны переоценкой вертикальных препятствий на торцах ВПП, оценкой высоты выравнивания, «ворота» для запугивания кажутся недостаточными, если рядом много самолетов
Иллюзия трапеции - возникает при посадке на ВПП с уклоном, пилоты видят вытянутую или сжатую трапецию ВПП, часто путают с неверным положением ВС относительно глиссады.
Ошибки суждения
Иллюзия ложного горизонта - ночью, в невидимости истинного горизонта, истинные цепочки огней или россыпи огней воспринимаются как горизонтальные ориентиры
Перспективная иллюзия - склоны или ровный слой облаков воспринимаются как горизонтальные поверхности
Ложное узнавание объекта - незнакомую местность опознают как знакомую и наоборот
Вестибулярные иллюзии (ложное представление о положении ВС в пространстве) Иллюзия крена - причиной могут быть необычные условия полёта, неравномерное освещение кабины (привычка наклоняться в сторону большей освещенности)
Иллюзия противовращеня - когда после вращения остаётся чувства вращения, которое позже сменяется иллюзией вращения в обратную сторону. После крена может возникнуть иллюзия крена в обратную сторону.
Иллюзия пикирование/кабрирование - при увеличении тяги создаётся впечатление что самолёт задирает нос, при торможении - обратный эффект
Иллюзия перевёрнутого полёта - природа неизвестна, создаётся впечатление что самолёт летит вверх колёсами
Возникшую иллюзию можно устранить с помощью следующих приемов:
1) поворот головы, встряхнуть вестибулярный аппарат и посмотреть на пол - с осторожностью!
2) актуализация дополнительной сигнальной системы - сказать что-нибудь, это активирует дополнительные нервные ресурсы, что может помочь справиться с иллюзией
3) сосредоточить взгляд на одной неподвижной точке, как правило на приборной панели
4) самомассаж биологически-активных точек в области головы и шеи
5) изменить позу, напрячь группу мышц - направляет дополнительные ресурсы к нервным рецепторам, что может помочь справиться с иллюзией