Найти тему

Почемy дети не любят уроки литературы

Как часто вы слышите или читаете о том, что классическая литература, изучаемая в школе, устарела, что дети не понимают, зачем им читать о страданиях и метаниях героев прошлого, что надо бы пересмотреть школьную программу по литературе? Я слышу об этом чуть ли не каждый день. Практически каждый считает своим долгом заявить об этом. Особенно доставляют, простите за жаргонное слово, товарищи, не прочитавшие за свою жизнь даже Донцову(кстати, люблю этого автора за оптимизм), но при этом с умным видом рассуждающие о Катерине, Татьяне Лариной и т.д. Подобных статей на том же Дзене полно. Жалко таких людей, видимо, им не повезло с учителем литературы. Учитель не смог рассказать им о классике так, чтоб им было и понятно, и интересно. Теперь эти несчастные школьники выросли и засоряют мозги своим детям, которым, в свою очередь, не повезло с учителем.

Итак, как же заинтересовать детей литературой? Как сделать так, чтоб дети на урок литературы бежали с радостью? Хочу высказать свои мысли как будущий преподаватель.

История. Прежде всего, нужно объяснять детям произведение в контексте исторической ситуации того времени. Поэтому учитель литературы просто обязан знать не только историю вообще, но и традиции, обычаи того времени в частности. Необходимо объяснить детям, почему, например, Катерина не могла уйти от мужа и пойти работать. Не удивляйтесь, я часто слышу или читаю такие высказывания. Объяснять надо быт того времени, положение женщины купеческого, крестьянского, дворянского сословия и т. п. Казалось бы, что может быть очевиднее. Но нет. Большинство учителей забывают об историческом контексте, не объясняют детям подробности, предпочитая казенные фразы, принятые еще в советской школе.

Взять "Мертвые души". Почему-то нам не разъясняли смысл манипуляций Чичикова, отчего произведение теряло половину своей прелести. А вот читатели XIX века прекрасно понимали, в чем, собственно, заключался его мошеннический замысел. И им было интересно читать.

Актуальность. Сейчас часто можно услышать, что классическая литература неактуальна. Как такое вообще может прийти в голову?! Скажете, что нет больше домашнего насилия? Взяточничества? Беспредела чиновников? Мошенничества? Несчастной любви? Наплевательского отношения к простому человеку? Больше не ценятся честь, долг, любовь к своей стране? Нет, все остается так же. Так почему же классические произведения неактуальны? Только потому, что у героев нет смартфонов, а передвигаются они не на авто, а на конной тяге? Простите, но актуальность - это немного другое.

Кстати, я сейчас сдавала экзамены по литературе XVIII века. И что вы думаете? Все произведения актуальны. До сих пор! Похоже, в нашей стране они будут актуальны всегда. Все пороки людей и общества остались такими же.

Любовь к своему предмету. К сожалению, мало кто из учителей хочет, чтоб подросткам было интересно. Большинство просто отрабатывает урок, не желая заинтересовать детей. Дети не читают произведение? Да это современные подростки такие, им бы все в своих тиктоках сидеть. Так примерно рассуждают учителя. А ведь при желании любого двоечника можно заинтересовать, если творчески подойти к объяснению и обсуждению. Если же сам учитель толком не прочувствовал произведение, если он равнодушен к героям, то как он может заинтересовать детей?

Нужно обсуждать с детьми произведение, давать подросткам высказаться. Почему-то некоторые учителя считают детей недалекими, неопытными, неспособными самостоятельно в чем-то разобраться. Отсюда все эти двойки за суждение, отличное от мнения самого учителя. Да, не всегда дети способны аргументировать свое мнение. Так почему бы учителю не поспорить с ребенком, не подискутировать, не дать каждому высказать свое мнение. Даже если это мнение наивное, пусть ребенок выскажется, лишь бы он старался доказывать свою точку зрение с опорой на текст, а не просто "Катерина дура, потому что я так думаю". К сожалению, в России нет культуры спора, люди не умеют отстаивать свою точку зрения, предпочитая оскорблять оппонента. А ведь искусству спора надо учить в школе, уроки литературы и истории просто созданы для дискуссий.

Кстати, с подростками реально интересно спорить, дискутировать, они часто оригинально и свежо высказываются. Да, современные дети не очень любят сочинения, да кто и когда их любил? Но зато они более продвинутые, не зажатые, как советские дети, которым промывали мозги ленинизмом.

Неплохо работает такой прием как поиск аналогии в современной или зарубежной литературе. Подобное задание, кстати, есть в ЕГЭ. Но для этого учитель должен много читать, что в последнее время редкость. Я еще застала советских учителей-словесников, которые читали все новинки, не говоря уже о русской и зарубежной классике, не входящей в школьную программу. А еще современные учителя перегружены ненужной бумажной работой, отчетами, тут уж не до чтения. Кто-то наверху, видимо, не хочет, чтоб нашим детям было интересно в школе.

Неинтересные и устаревшие темы сочинений. Сочинение - это бич наших школьников. Я не знаю, есть ли еще в каких странах подобное явление. Мой сын недавно закончил 9 классов, так что сочинения, честно признаюсь, писала я. И темы были настолько нецепляющие, неинтересные подростку, что даже мне писать их было скучно. Нет, я не спорю, кому-то интересно писать про женские образы в романе "Евгений Онегин". Но лично я предпочла бы тему про образ русской деревни, природы, про дворянский быт. Можно было бы сравнить жизнь деревенских дворян и московских (петербургских). Ведь не зря это произведение называют "энциклопедией русской жизни". Словом, должен быть выбор. А у сына в школе, как правило, были 3-4 темы, и все неинтересные, заезженные. Да и списать такие сочинения легко, зачем думать.

Итак, для того, чтобы подростки полюбили уроки литературы, нужно совсем немного - интересно преподавать эту литературу. Шаблонные фразы, бессмысленное заучивание, заезженные поколениями темы сочинений, бессмысленные ВПРы и тесты - вот то, что мешает нашим детям полюбить литературу.