Акварели художника Джона Сингера Сарджента — словно море. Бездна вечно подвижных контрастов и отражений, волны эмоций и мыслей. Настоящая стихия мгновенных впечатлений. Непознаваемая и непредсказуемая, манящая свежестью вдохновения и творческим простором...
Маэстро пришёл к своим акварелям подобно Моисею, вышедшему к долгожданному берегу Обетованной земли. Позади — сорок лет жизни, полной многочисленных творческих побед и досадных поражений. Подле — великое множество последователей, учеников, поклонников. А на душе — неизбывное желание творить новое искусство, стремление познать и подчинить своему гению непознанные воды импрессионизма.
Потому мы и утверждаем, что поздние работы Сарджента так явно перекликаются с аллегориями водной стихии.
Одни элементы композиции поднимаются навстречу зрителю из глубин живописного пространства, принимая очертания реальных объектов. Иные — остаются во власти гуляющих по полотну контрастов и отражений. Порою кажется, что художник готов переступить незримую границу течения импрессионизма и отдаться на волю чистой экспрессии.
Но по сути дела фигуративная реальность никогда не покидает картины Сарджента. Лишь предстаёт перед нами в виде яркого, сочного, хлёсткого впечатления от неожиданно открывшейся перспективы. Психологизм Сарджента безошибочен, когда речь идёт о выборе нарратива. И не суть важно, был тот захватывающе-волнительным или чарующе-уютным. У человеческого восторга и умиления «глаза велики» не меньше, чем у того же страха. И именно на этом психологическом эффекте наш герой играл искуснее всего, заставая зрителя врасплох не только неожиданной игрой цвета и формы, но и моментальной эмпатией к сюжетам и героям своих работ.
Не станем писать слишком много. Хотя в случае с героем нашей статьи материала для анализа, размышления и всяческого восторга — хоть отбавляй. За свою достаточно долгую карьеру мастер прославился в первую голову как портретист, а на тему его «масляных» работ мы хоть сейчас готовы писать докторскую диссертацию. Но всё же наше сердце безраздельно принадлежит именно его акварелям. Таким утончённо-сложным, но в то же самое время таким выразительным и дающим ответы на абсолютно каждый вызов, когда-либо встававших на пути художников, следовавших по пути импрессионизма.
«Имеющий глаза — да увидит.. » (от Матфея, глава 13)
Автор: Лёля Городная