Найти тему
Живопись

Художник Джон Сингер Сарджент: «имеющий глаза — да увидит..»

Акварели художника Джона Сингера Сарджента — словно море. Бездна вечно подвижных контрастов и отражений, волны эмоций и мыслей. Настоящая стихия мгновенных впечатлений. Непознаваемая и непредсказуемая, манящая свежестью вдохновения и творческим простором...
Джон Сингер Сарджент, «Бродяга», 1904
Джон Сингер Сарджент, «Бродяга», 1904

Маэстро пришёл к своим акварелям подобно Моисею, вышедшему к долгожданному берегу Обетованной земли. Позади — сорок лет жизни, полной многочисленных творческих побед и досадных поражений. Подле — великое множество последователей, учеников, поклонников. А на душе — неизбывное желание творить новое искусство, стремление познать и подчинить своему гению непознанные воды импрессионизма.

Джон Сингер Сарджент, «Тыквы», 1910
Джон Сингер Сарджент, «Тыквы», 1910

Потому мы и утверждаем, что поздние работы Сарджента так явно перекликаются с аллегориями водной стихии.

Джон Сингер Сарджент, «Садовая стена» ,1910
Джон Сингер Сарджент, «Садовая стена» ,1910

Одни элементы композиции поднимаются навстречу зрителю из глубин живописного пространства, принимая очертания реальных объектов. Иные — остаются во власти гуляющих по полотну контрастов и отражений. Порою кажется, что художник готов переступить незримую границу течения импрессионизма и отдаться на волю чистой экспрессии.

Но по сути дела фигуративная реальность никогда не покидает картины Сарджента. Лишь предстаёт перед нами в виде яркого, сочного, хлёсткого впечатления от неожиданно открывшейся перспективы. Психологизм Сарджента безошибочен, когда речь идёт о выборе нарратива. И не суть важно, был тот захватывающе-волнительным или чарующе-уютным. У человеческого восторга и умиления «глаза велики» не меньше, чем у того же страха. И именно на этом психологическом эффекте наш герой играл искуснее всего, заставая зрителя врасплох не только неожиданной игрой цвета и формы, но и моментальной эмпатией к сюжетам и героям своих работ.

Джон Сингер Сарджент, «Мальчик на скале», 1907
Джон Сингер Сарджент, «Мальчик на скале», 1907
Джон Сингер Сарджент, «Лодки на якоре», 1917
Джон Сингер Сарджент, «Лодки на якоре», 1917

Не станем писать слишком много. Хотя в случае с героем нашей статьи материала для анализа, размышления и всяческого восторга — хоть отбавляй. За свою достаточно долгую карьеру мастер прославился в первую голову как портретист, а на тему его «масляных» работ мы хоть сейчас готовы писать докторскую диссертацию. Но всё же наше сердце безраздельно принадлежит именно его акварелям. Таким утончённо-сложным, но в то же самое время таким выразительным и дающим ответы на абсолютно каждый вызов, когда-либо встававших на пути художников, следовавших по пути импрессионизма.

«Имеющий глаза — да увидит.. » (от Матфея, глава 13)

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Ставьте палец вверх, пишите комментарии! Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц