Всех приветствую на моем канале. Спасибо, что читаете и уделяете время. Сегодня завершу размышления на тему - могли ли русские победить монголов в битве на реке Калке, или поражение было неизбежным.
Предыдущую статью закончил на том, что новое посольство монголов было выслушано и отпущено к своим, в отличие от предыдущего, над которым расправились. После этого русско-половекциие войска устремились вдоль Днепра в степь.
Первые столкновения с монголами. "Головокружение от успехов".
Далее, судя по летописям события разворачивались примерно следующим образом. Как было указано ранее русские шли тремя крупными отрядами под командованием трех Мстиславов - Киевского, Черниговского и Галицкого -Удалого, формально в составе группировки последнего были половцы под командованием, возможно номинальным, галицкого воеводы Яруна. Эти половцы, возможно, вместе с некоторой частью галичан, шли в авангарде союзных сил и наткнулись на небольшой монгольский отряд, который почти полностью перебили, практически без потерь для себя.
После этой, так сказать, "разминки", Ярун с половцами двинулись дальше и за Днепром наткнулись на более крупный отряд монголов и кочевье при нем. Монголы снова были разгромлены, а кочевье разграблено - половцы и галичане захватили богатую добычу, как говорится "много всякого добра и женщин…".
На волне первоначального успеха князья собрались на совет, чтобы решить как поступать дальше - обосноваться на берегу реки Калки и ждать укрепившись подхода основных монгольских сил или же развивая успех переправиться через реку и атаковать монголов самим. Судя по дальнейшим действиям князья Мстиславы Киевский и Черниговский желали остаться на берегу и ждать подхода Субэдэя и Джебе, в то время как Мстислав Удалой, Даниил Романович и половцы желали переправляться и атаковать. Согласия так и не было достигнуто и в дальнейшем (на мой взгляд) поражение уже было неизбежным, так как каждая рать вступила в бой по сути отдельно от других.
Сражение при Калке - примерный ход битвы.
Летописи, что Новгородская, что Ипатьевская дают неясную и обрывистую картину происшедшего на полях при Калке. Но в целом ход событий мне представляется следующим образом.
Атака волынцев и половцев.
31 мая, приблизительная дата, дружина Даниила Романовича Волынского переправилась через Калку, чуть ранее на другой берег перешли половцы под командованием все того же Яруна. Непонятно кто первыми вступил в бой с передовыми отрядами монголов - Даниил или Ярун, возможно это произошло одновременно. Поначалу атака молодого волынского князя (ему не было полных 18 лет) и бывшего рядом с ним князя Мстислава Луцкого (родственника и воспитателя Даниила) принесла успех - монголы обратились в бегство. Также они стали отходить под натиском половцев. Вскоре на этот же берег переправились полки Мстислава Удалого и курского князя Олега (из свиты Мстислава Черниговского), и часть половцев, не входящая в полк Яруна.
Даниил и Ярун, тем временем, продолжали преследовать отступающих монголов - при этом Ипатьевская летопись восхваляет подвиги волынского князя подобно Ахиллесу, ну в крайнем случае Гектору в Илиаде Гомера.
Перелом в ходе сражения.
Вскоре битва приобрела неблагоприятный для русских оборот - воины Даниила и половцы Яруна, преследуя отступающих монголов в итоге растянулись по долине. Этим воспользовались Субэдэй и Джебе -по сути русские и половцы полностью подыграли любимой тактике монголов - выманить противника с его позиций, далее растянуть его боевые порядки по большой дистанции, а затем наступать мощной контратакой тяжелой конницы по фронту с фланговыми охватами конными лучниками. Монголы быстро выдвинули вперед основные силы и переломили ход битвы в свою пользу. Половцы на левом русском фланге были опрокинуты, после чего бежали в беспорядке врезавшись на большой скорости в русские ряды и внеся в них смятение.
Дружины Олега Курского и, скорее всего Мстислава Удалого и Мстислава Черниговского - который запоздало, но все-таки тоже начал переправляться на другой берег Калки, были сначала смяты своими союзниками половцами, после чего атакованы неприятелем. В итоге монголы своим "крылом атаки" по сути на плечах половцев ворвались в отряды союзников и начался разгром.
К неудачам на поле боя добавилось предательство - бродники, не поголовно все, но большинство, во главе с предводителем Плоскыней перешли на сторону монголов.
И за всем за этим наблюдал с вершины своего укрепленного повозками и частоколом лагеря князь киевский Мстислав, так и не решившись вступить в бой и помочь своим соратникам.
Отступление и бегство русских и половцев.
Что было дальше на поле боя не вполне понятно. Известно, что Даниил Романович был ранен, но в итоге сумел добраться до Днепра и спастись. Также удалось уйти от преследования с частью своих дружин Мстиславу Удалому с галичанами и воинам смоленянам. Причем Мстислав добрался до Днепра, погрузился на "плавсредства", в летописях указываются ладьи, но возможно это были плоты, причем наскоро сработанные, и отплыл вверх по реке, спасаясь от преследований. Предварительно его дружинниками были порублены лишние суда, чтобы не достались неприятелю, а возможно князь подставил таким образом черниговцев. Смоленским воинам плавсредств тоже не досталось, но они с потерями сумели отбиться от преследователей, дойти до Днепра и уйти вверх по реке.
Судя по летописям три дня монголы преследовали рассеянных по округе русских и половцев. Черниговцы, как и большинство воинов более мелких княжеств и городков были убиты преследователями, погибли князь Черниговский Мстислав Святославович и его сын Василий. Немногим удалось достичь лагеря Мстислава Киевского и спрятаться за позиции киевлян.
Расправа с князьями и киевлянами.
Пока главные сили монголов преследовали рассеянных по долинам русских и половцев "младшие" монгольские ханы - Теш и Тсугир с частью туменя Субэдэя осадили укрепления Мстислава Романовича Киевского. При нем кроме его княжеской дружины и городских воинов - киевлян, как всегда были двое младших князей - Александр Дубровицкий, Андрей Туровский со своими дружинниками и городовыми полками. Вероятно несколько сотен воинов разных городов и дружин русских и половцев укрылись за стенами укреплений лагеря киевлян - позиции были обнесены частоколом и усилены повозками. Кроме того лагерь находился на вершине горы, что упрощало оборону и затрудняло штурм.
После серии неудачных попыток выбить киевлян с их укреплений, монголы пошли на хитрость и направили к Мстиславу воеводу предателя Плоскыню. Князьям было предложено выйти из укреплений и удалиться восвояси. При этом яко бы предводитель бродников - христианин по вере поклялся на кресте князю Мстиславу Романовичу, что монголы не прольют ни капли княжеской крови. Мстислав, вроде как, поверил клятве на кресте, к тому же у русских была проблема с водой - воинов мучила жажда, а до реки было не добраться, а то что лагерь стоял на вершине, а не на склоне сделало невозможным вырыть ключевые источники. Так или иначе, но русские воины вышли из укреплений и, ожидаемо, были атакованы монголами.
Что было далее в целом хорошо известно. Почти все вышедшие из лагеря были убиты, немногих захватили в плен, в том числе князей Мстислава Киевского, Александр Дубровицкого, Андрей Туровского. Как обещали монголы - ни капли княжеской крови они не пролили - князья были брошены на землю, на них положили деревянный настил из сколоченных досок и на этом "полу" Субэдэй, Джебе и другие монгольские военачальники устроили пир в честь победы, задавив в итоге пленников насмерть. Столь жестокий поступок к знатным пленникам со стороны монголов, непонятный и неприемлемый европейской феодальной цивилизацией и культурой, в которой практиковалось достойное обращение с подобными пленными, вызвало шок и недоумение в тогдашней Руси.
Распространенным является мнение, что монголы так поступили проявив месть за оскорбление, вызванное убийством послов. По степным законом убить гостя, доверившего свою жизнь хозяину было не только оскорблением, но и кощунством - преступлением перед богами. Также высказываются предположения, что подвергнув знатных пленников мучительной смерти без пролития крови, монголы тем самым выразили князьям свое уважение, дав им в итоге отойти в мир иной сохраняя "сосуд души" и проявить мужество мученичества - нередко в междоусобных войнах степняков знатные пленные сами просили для себя мучительную смерть, чтобы не посрамить память предков и рода.
Есть мнение, что после битвы на Калке монголы двинулись дальше уже в пределы Руси, и якобы даже намеревались захватить оставшийся беззащитным Киев, княжеская дружина и городской полк практически полностью полегли в битве. Но узнав, что под Черниговым встала запоздалая дружина князя Василия (Василько) Константиновича Ростовского - отряды Субэдэя и Джебе повернули к Волге.
По другим сведениям Василий, получив известие о разгроме на Калке ушел обратно в пределы Владимиро-Суздальской Руси. Как было на самом деле уже точно не узнаем. Фактом остается, что монголы не продолжили поход и ушли на Восток к Волге, где были впервые разгромлены булгарами, судя по летописи Ибн аль Асира из Булгарии вырвалось всего до 4000 монголов, то есть более двух третей монголов полегло на поле боя.
Последствия поражения при Калке.
В целом, если посмотреть как летописи описывают события на Руси, последующие за разгромом на реке Калке, в политико - социальной обстановке практически ничего не изменилось. И хотя еще перед походом "старшие" князья - Мстиславы понимали опасность, грозящую от нового врага из Степи, для будущего отражения угрозы в целом ничего не было сделано.
Более того - гибель многих знатных князей в битве на Калке открыли возможности побороться за образовавшиеся "вакансии" другим претендентам. Например князь Владимир Овручский, уцелевший в битве на Калке занял княжеский трон в Киеве и уже спустя год после трагедии помогал Мстиславу Удалому в войне против Даниила Романовича, Мстислав решил сместить с волынского княжениях своего недавнего товарища по битве с монголами и заменить его венгерским королевичем Андриешем.
Впрочем, уже в 1224 году Мстислав и Даниил совместно воюют против другого участника битвы на Калке - черниговского князя Михаила Всеволодовича - племянника погибшего там же Мстислава Черниговского. Юрий Всеволодович Владимирский князь был занят войнами с мордвой и литовцами, участвовал в новгородских делах. В общем - как и ранее воевали "все против всех" (утрирую, но…) причем будучи меж собой ближними или дальними родственниками, хотя распрями между знатной родней Русь была далеко не уникальна.
Итоги и выводы.
Подытоживая все написанное ранее вывод, на мой взгляд, напрашивается сам собой, пусть банальный, и, возможно, затертый, - шансов победить монголов на Калке в той ситуации у русско-половецких войск не было. Главным фактором, на мой взгляд, безусловно является разлад в рядах союзников, но даже отсутствие единоначалия могло как-то нивелироваться если бы между князьями была бы хоть какая-то координация. Субэдэй и Джебе тоже были равными друг другу по военной иерарха командиры, тем не менее действовали они слаженно. Но также значимую роль играли численность войск, а вернее значительное - едва ли не двукратное превосходство воинов Субэдэя и Джебе, и боевая подготовка - которая в общем массе у монголов была гораздо выше. Да, вероятно в русском войске, и среди половцем тоже может быть присутствовали воины равные монголам по боевой выучке и мастерству, а возможно и превосходящие, но в общей массе, безусловно монголы были более умелыми вояками, как в индивидуальном так и групповом боях.
Начало здесь.
Продолжение здесь и здесь.
Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!
С уважением, Vlad Marcus.