Найти тему

Как царь Пётр искусству русскому отца искал 1

Поздравляю! Сегодня мы запускаем пилотную серию увлекательного сериала. Название вы уже прочитали. О чём пойдёт речь? Как всегда, о художествах. Известно, что тремя знатнейшими художествами почитались живопись, ваяние и зодчество. Впрочем, гравюра и рисунок входили органичной частью как в курс живописи, так и в программу обучения зодчеству (архитектуре). С Петра Великого начинается очень многое в нашей истории. В том числе и почти всё светское искусство. По крайней мере, на европейский манер. Всё что было до этого, нисколько не унижая национальной самобытности, это иное. Сейчас не будем говорить «лучше» или «хуже», в моём понимании – это пустые словопрения. Если кому охота, пусть рассматривает светское допетровское искусство европейского типа в России как приквел к нашему сериалу. Сейчас так модно.

Итак, три знатнейших художества на светский и европейский манер. Но в XVIII веке, художества, это всегда конкретные личности, авторы. Эпоха анонимов давно ушла в прошлое. Так что у всех русских новшеств эпохи великих преобразований был отец (отцы). Иногда таковым был сам царь, но, даже при всех своих талантах, он не мог лично стоять у истоков всего. С архитектурой всё более-менее понятно. Первым «русским» архитектором нового типа был Доменико Трезини, прибывший в Россию в 1703. С остальными художествами всё не так просто. Вот этой истории и будет посвящён наш сериал.

Пётр Первый вряд ли обладал очень уж высоким художественным вкусом. Рассказывают, что во время своего визита к английскому королю, Пётр не обратил внимания на картинную галерею, но проявил живой интерес к прибору для наблюдения за направлением ветра. Впрочем, царь точно обладал твёрдым характером и настойчивостью и если уж чего решил, то старался этого добиться. Перестроить Россию на европейский манер означало, в том числе, наладить здесь художественную жизнь. Однако, искусство – это не бритьё бород и не курение табаку, одним приказом и штрафами проблему не решить. И уже во время первого заграничного путешествия – Великого посольства 1697-1698, появился тот, кто может претендовать на роль отца русского изобразительного искусства (нового типа). Встречайте – кандидат № 1 Адриан Шхонебек. Сейчас принято читать так, а когда-то было принято Схонебек или даже Схонебеек. Вообще русская озвучка нидерландских имён (Adriaan Schoonebeek) — это целая эпопея. Любители футбола со стажем поймут, о чём идёт речь. Нынешняя практика идёт по самому экономичному варианту. Все лишние гласные и согласные опускаются.

Шхонебек родился в 1661 году в Роттердаме, приехал в Москву вместе с возвращающимся Великим посольством в 1698. Следовательно, ему было 37 лет. Вполне зрелый мастер. В Москве он работал в гравировальной мастерской Оружейной палаты. Именно он привёз в Россию настоящую европейскую гравюру, не сами оттиски (они давно не были новостью), а процесс создания.

Адриан Шхонебек. Осада турецкой крепости Азов русскими войсками в 1696 Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Осада турецкой крепости Азов русскими войсками в 1696 Эрмитаж, Петербург

Естественно, гравюра выполнена позже. В 1696 Шхонебека в России ещё не было. Так что это не зарисовка корреспондента, а изображение «со слов».

Адриан Шхонебек. Фейерверк 12 февраля 1697 года, устроенный по Указу Петра I в Москве и посвященный взятию Азова. 1697-1699. Рейксмюсеум. Амстердам
Адриан Шхонебек. Фейерверк 12 февраля 1697 года, устроенный по Указу Петра I в Москве и посвященный взятию Азова. 1697-1699. Рейксмюсеум. Амстердам

Судя по всему, представленный выше офорт был создан ещё в Голландии, может быть, он был частью «испытания при приёме на работу». Обратите внимание на микроскопические цифры. Им соответствуют пояснительные подписи внизу.

Адриан Шхонебек. Взятие Нотебурга (Орешек) 11 (22) октября 1702 года. Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Взятие Нотебурга (Орешек) 11 (22) октября 1702 года. Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Изображение фейерверка, устроенного в Москве 1 января 1704 года в честь взятия шведской крепости Ниеншанц. Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Изображение фейерверка, устроенного в Москве 1 января 1704 года в честь взятия шведской крепости Ниеншанц. Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). 1701 Эрмитаж, Петербург
Адриан Шхонебек. Корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). 1701 Эрмитаж, Петербург

«Портрет» первого русского линкора был создан Шхонебеком по прямому указанию царя Петра, причём в разных вариантах.

На этом можно было бы и закончить первую серию, тем более, что голландский гравер скончался в 1705, но Шхонебек приехал в Россию не один. С собой он привёз пасынка Питера Пикарта, который работал вместе с ним в гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1705, после смерти отчима, Пикарт возглавил эту мастерскую, а в 1714 перебрался в Петербург. Разделять отчима и пасынка было бы не совсем правильно. Правда существует какая-то путаница с датами жизни Питера Пикарта. Указывается, что он родился в 1668. Получается, что пасынок был всего на 7 лет младше отчима. Да и в качестве даты смерти указывается целых три варианта – 1715, 1732, 1737. В интересах русского искусства выберем 1737.

Раз так, то давайте посмотрим сегодня и на работы Питера Пикарта.

Питер Пикарт. Конный портрет Петра I на фоне баталии. 1707.
Питер Пикарт. Конный портрет Петра I на фоне баталии. 1707.
Питер Пикарт. Конный портрет Александра Даниловича Меншикова на фоне баталии. 1707. Эрмитаж, Петербург
Питер Пикарт. Конный портрет Александра Даниловича Меншикова на фоне баталии. 1707. Эрмитаж, Петербург

Видимо эти портреты шли парой.

Кстати, кто помнит один из первых эпизодов в истории Петербурга, ставший впоследствии легендой? Вспоминайте.

Питер Пикарт. Шведское военное судно Астрильд, захваченное русскими войсками в мае 1703 г. в устье Невы. Эрмитаж, Петербург
Питер Пикарт. Шведское военное судно Астрильд, захваченное русскими войсками в мае 1703 г. в устье Невы. Эрмитаж, Петербург
Питер Пикарт. Крепость Кроншлот. Эрмитаж, Петербург
Питер Пикарт. Крепость Кроншлот. Эрмитаж, Петербург

Сегодня мы познакомились с двумя кандидатами на роль «отцов» светского русского искусства нового типа. Продолжение обязательно следует.

Все пожелания, комментарии, исправление ошибок и даже конструктивные ругательства приветствуются.