В предыдущих статьях я поделилась, какие книги , фильмы и музыка могут понравиться минималистам.
Теперь расскажу о спектаклях, созданных будто по основным принципам минимализма: простота, конкретика, доступность, легкость, гармония.
Заядлым театралом я стала еще до прихода к минималистичному образу жизни. Однако уже тогда обращала внимание на то, как легко и понятно воспринимается спектакль.
Иногда бывает так, что даже роскошные декорации не спасут малоудачную постановку. Или режиссер делает акцент сразу на всем — на подаче смысла, на костюмах, на декоративном оформлении. Однако остается чувство, что всего было много, а вспомнить нечего: как чувство голода после обильного стола.
Но есть спектакли, которые поставлены на удивление просто, а пересматривать их можно бесконечно. Они умеют передать главное в самых сдержанных декорациях без лишнего шума и навязчивых зрительных эффектов.
Приведу примеры таких спектаклей.
“Gardenia”
Эта музыкальная история трогательно обыграна бельгийскими артистами балета “Les ballets c de la b” с участием знаменитой солистки Ванессы Ван Дурме . Режиссер Алан Платель.
Девиз этой творческой компании: “Танец — это мир, а мир — для каждого”.
Несмотря на некоторую расплывчатость сюжета, действие подается легко и динамично. Основная мысль спектакля следующая: то, что человек пытается собой представлять или то, к чему стремится, имеет весьма относительную ценность, может быть недолговечным, зыбким и напрасным.
Личные особенности персонажей как бы стираются. Группа на сцене — люди неопределенного пола, неопределенного возраста, неопределенного характера и внешности. Их одинаковость как бы говорит: такими их сделало желание жить не своей жизнью, и они сожалеют об этом.
В конце концов маски сбрасываются, и остается то, что есть на самом деле.
Декорации на удивление минималистичные. Лишь небольшой экран над сценой и несколько тяжелых стульев, которые герои таскают за собой, символизируя безысходность и нелегкую судьбу.
У актеров очень мало реплик. Мысли и слова выражаются в конкретных действиях, танцевальных движениях и паре песен. Почти все время они молчат. Несмотря на это, спектакль производит сильное впечатление. Молчание красноречивее фраз, а напряженная неспешность эффектнее суетливых действий.
“Gardenia” прекрасно символизирует тупиковость заведомо ложных целей, бесцельность минутных интересов и ветошь навязанных кем-то желаний.
Наверное, основной смысл спектакля можно выразить пожеланием : “Что бы ни случилось, оставайся собой, иди своей дорогой и следуй лишь за своей звездой!”
Тогда в итоге не придется жалеть о том, что прожил не свою жизнь.
“Сара Бернар: за четвертой стеной”
Этот моноспектакль написан, поставлен и сыгран заслуженной тамбовской артисткой и режиссером Валентиной Поповой.
Практически весь спектакль — монолог главной героини, актрисы Сары Бернар.
Внешне оформлен он достаточно сдержанно. Зеркальное трюмо со свечой и ниткой бус, на заднем плане ширма. А на ней — несколько сценических костюмов.
Несмотря на единственное действующее лицо, внимание зрителя не рассеивается: в монологе нет “воды”, мысли подаются четко, легко, свободно и убедительно. Ненавязчивая музыка звучит негромким аккомпанементом.
Хотя действие происходит в одних и тех же декорациях, создается впечатление, что постоянно движешься вперед. Зритель словно оказывается там, где мысленно находится и Сара Бернар.
Благодаря простому и ненавязчивому оформлению, а также ясному изложению смысла, двухчасовой спектакль проходит как одна минута. Видимо, даже эта деталь не случайна. Главная героиня пытается не столько рассказать о своей жизни, сколько показать, как время быстротечно.
Поэтому все, что бы ни происходило, следует ценить . Хотя бы в качестве бесценного опыта.
“Хочу купить вашего мужа”
Кино-спектакль по пьесе Михаила Задорнова .
Пожалуй, данный жанр нельзя отнести ни к комедии, ни к драме — теле-произведение выглядит как отрывок из реальной жизни, в котором есть все.
Все события происходят в городской квартире, обставленной лаконично, в интерьере нейтральных расцветок. Декорации не меняются.
Несмотря на эмоциональный накал и разность характеров персонажей, смысл сюжета подается максимально легко, понятно и выразительно.
Одеты герои спектакля элегантно и просто, главный акцент — на самом сюжете и игре актеров. Пожалуй, одежда и прическа составляет одно целое с характером каждого героя, что создает определенный образ.
Некоторые деликатные моменты обыграны с большим вкусом . Даже в достаточно смелых сценах режиссер не опускается до вульгарности, преподносит их достойно, изящно, с долей юмора и без чрезмерной откровенности.
Можно сказать, что признак настоящего мастера — чувство меры и такта по отношению к зрителю.
По-видимому, главная мысль этого кино-спектакля: “Сколько бы мы ни лгали себе и другим, и как бы ни гонялись за желаемым — жизнь все расставит на свои места”.
Вот несколько спектаклей, которые может оценить минималист. Как и великий французский мюзикл “Нотр-дам де Пари” , о котором писалось ранее, выше названные спектакли воспринимаются публикой с большой симпатией.
Видимо, дело не только в удачной идее и талантливых актерах, но и в минималистичном подходе. Судя по неутихающему успеху этих “живых картин”, подобная манера создателей большинству зрителей по душе.
Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.