О графите знают все, ещё в школе проходили его свойства. Но отношение к нему сложилось довольно равнодушное, ну подумаешь, черный минерал, вот если бы он чуть-чуть нагрелся при образовании, да землёй сжался, вот это было бы круто – получился бы алмаз. Про алмазы написано и сказано много всего. Согласен, красивый камень, особенно если умелый ювелир его огранит. Но в обычной жизни толку от него немного, разве что стекло порезать или использовать как абразив для шлифовки. А вот графит сыграл в человеческой цивилизации огромную роль.
Где-то в 60-х годах XVI столетия в английские пастухи нашли залежи чёрно-блестящего камня. Сначала подумали, что это свинец, попробовали отливать из него пули, но не получилось. Но не пропадать же добру, к тому же люди заметили, что он очень пачкает руки и одежду. Тогда кто-то сметливый додумался им метить своих овец. Вскоре на этот, ничем не примечательный минерал, обратили внимание художники и коммерсанты. Всем понравилось, что им легко рисовать и писать. На улицах Лондона началась торговля кусочками графита. Но покупателей отпугивало то, что он сильно пачкал руки. Тогда графит стали обматывать бумагой, веревкой, а потом между дощечек. Так появились первые карандаши. Впрочем, месторождения графита быстро закончились, но идея продолжала будоражить умы, очень уж удобным оказался графит в использовании.
Второе рождение грифельных карандашей связано с именем австрийского зодчего Йозефа Хардтмута. В 1790 году в Вене он основал компанию KOH-I-NOOR HARDTMUTH , названную в честь знаменитого бриллианта Кох-и-Нур. Сначала фирма занималась производством керамики и фаянса, а для маркировки покупал в Англии карандаши, которые делались из смеси олова и цинка. Стоили они дорого, англичане были монополистами, плюс доставка через море и несколько европейских стран. Добавлю, что время тогда было неспокойное. В общем, решил основатель компании делать свои карандаши. Он начал экспериментировать с глиной, благо у него этого сырья было много. Добавлял графит и ещё несколько добавок в определённой пропорции и в итоге у него получился грифель для карандаша. В 1802 году он запатентовал своё изобретение, а через шесть лет в Вене построил завод по производству карандашей. Позже производство перенесли в Чехию, а в 1870 году отказались от изделий из керамики, переключившись на карандаши. И не прогадали. Даже Первая мировая война мало затронула компанию, хотя производство пришлось сокращать.
На Всемирной выставке в Париже он представил свои карандаши, причём различной степени твёрдости, после этого обозначения Н – твердый, В – мягкий, НВ - смешанный были приняты во всем мире.
В 1999 году была полная реструктуризация производства и продаж, а компания стала именоваться KOH - I - NOOR HOLDING А/О.
Вернусь к графиту. Для хорошего карандаша необходимо качественное сырьё, а вот с графитом в Европе началась проблема.
И тут в 1862 году в Лондоне проходила Всемирная выставка, где русские купцы В.Н. Латкин и М.К. Сидоров показали публике печорскую лиственницу, а кроме этого – сибирский графит. Его качество оценили по достоинству, графит, привезённый из Сибири получил Золотую медаль. Месторождениями заинтересовались в компании Кох-и-Нор, сделали предложение царскому правительству, но Сидоров выступил против.
Но это уже другая история. О битве за сибирский графит и к чему это привело в статье "Как сибирский графит помогал дороги прокладывать".
А пока не забудьте подписаться и поставить т.н. «лайк». Пишите комментарии.
С уважением ваш В.Л.