Автомобильная промышленность не стоит на месте и развивается бешеными темпами. А многие авто-гигантов вообще уверяют, что скоро почти откажутся от бензиновых и дизельных автомобилей и перейдут или на гибриды или электромобили. И вот поэтому, всегда продолжается поиск идеальной трансмиссии для автомобиля. Сейчас среди трансмиссий, основных есть всего 4 штуки – это механика, автомат, вариатор, ну и конечно же, робот. Так какую трансмиссию выбрать сейчас, какая лучше, какие у них есть отличия? Предлагаем в данном материале сравнить эти коробки переключения передач и оценить их по 5 критериям: цена, комфорт передвижения, надежность, экономия топлива и потенциал для развития. Давайте разбираться вместе.
Механика (механическая коробка переключения передач, МКПП)
Цена
Самая низкая из всех конкурентов, эту трансмиссию используют давно, технологии обкатаны, узлов не так много (низкая сложность), а потому стоит дешево. Ремонтировать ее также не дорого, в основном выходят из строя диск сцепления, корзина, выжимной подшипник.
Комфорт
Вот тут все плохо. Если взять новичка, то он выберет любую из автоматических коробок, но никак не МКП. Объясняется это просто, у механики три педали и вам нужно контролировать, как автомобиль трогается с места, а вот у новичков с этим проблемы, особенно большие, при движении в гору, в пробках, и тому подобное. У автоматических трансмиссий с этим в разы проще.
Надежность
Здесь крутящий момент передается жестко – от мотора до колес. Размыкание этой жесткой сцепки и выбор передач происходит путем выжимания педали сцепления (диск сцепления отходит от маховика и корзины). По надежности всегда была в лидерах, ее сложно перегреть и банально убить (даже если масло из нее вытечет, авто все равно будет ехать). Именно поэтому ее любят использовать для автоспорта, например для ралли, на многих «спорт-машинах» (даже гражданских) также стоит механика, поскольку может выдержать большие крутящие моменты.
Самая старая трансмиссия, появилась одной из первых в автомобильной промышленности. Это не автоматическая, а механическая трансмиссия (многие называют «Ручная»).
Однако есть и негативные стороны (например, диск сцепления и двомасовий маховик) – как не крути, но диск сцепления сносится ближе к 100 – 120 000 км пробега, меняют его вместе с корзиной, выжимным подшипником, а если у вас есть еще и двомасовий маховик, с ним тоже. В итоге получаем. Сама коробка передач надежна, а вот навесное в любом случае до 120-150 000 км поменяете.
Экономия топлива
Одна из самых экономных трансмиссий, поскольку соединение с мотором жесткое, нет паразитарных соединений типа гидротрасформатора, момент сразу идет на колеса. Также вы можете катиться накатом, включить нейтральную и ехать с горки (это также экономит топливо).
Потенциал для развития
Низкий. По нашему убеждению, рано или поздно уйдет из гражданского сектора, останется только на специализированном уровне (военные, спец. машины для спорта и прочее). Например сейчас, у многих производителей, высокие комплектации машин идут только с автоматическими трансмиссиями, а вот механика ставится только в базе или в средних комплектациях.
Автомат (автоматическая коробка переключения передач, АКПП)
Это первая из автоматических трансмиссий, появившаяся на заре автомобилестроения, сразу после механики. Одна из самых надежных, комфортных и понятных коробок передач.
Цена
Это минус. Стоимость автомобиля с АКПП (именно с классическим гидротрансформатором), добавляет к авто примерно от 500 у.Е. (чем выше класс автомобиля, тем больше цена). Также стоимость ремонта высокая, сюда можно добавить еще и стоимость обслуживания. Если что-то выходит из строя в автомате, например из-за неправильного обслуживания, стоимость за ремонт может исчисляться десятками тысяч! Поэтому важно менять масло внутри, хотя бы раз в 60 000 км, это реально продлевает срок службы
Комфорт
Особо писать нечего, две педали (газ и тормоз) – просто рай для новичка. На холмах машина не катится назад (если стоит в режиме D-DRIVE), есть P-PARKING (которая является как бы небольшой заменой ручнику, но не до конца), в пробках – нет проблем. Да и если честно, то в городе эта коробка передач очень удобная. При переключениях есть небольшие рывки, особенно если это 4-ступенчатая АКПП, на 6 или 8 ступенчатых рывки практически не заметны.
Что касается минусов, то вы не контролируете АКПП сами, за вас как бы решает автоматика что включить, что будет лучше в данный момент (даже если ехать в ручном режиме). Разгон не такой динамичный, идут потери на раскрутку гидротрансформатора. Также не советуем эту коробку перегревать, например, таская сзади автомобиля грузы или буксуя в болоте, это быстро сокращает ее ресурс (этот совет для обычных автомобилей).
Надежность
На высоком уровне. Эти трансмиссии могут ходить и по 300 – 400 000 км без ремонта, конечно если соблюдать правила эксплуатации. Получается что на МКПП, в 120 – 150 000 км пробега, вы в любом случае будете менять навесное, а в АКПП, вам нужно будет менять масло и фильтр. Получаются практически те же самые деньги.
Если подвести итог, то коробки автоматы ходят долго, но при условии правильной эксплуатации и замены масла
Экономия топлива
Здесь минус. В работе АКПП, присутствует гидротрансформатор, то есть нет жесткой сцепки между двигателем и коробкой передач (на высоких оборотах есть механические сцепки, а вот на низких – нет), момент здесь передается с помощью давления масла. Поэтому есть механические потери, соответственно больший расход топлива. Нет наката как у МКПП (точнее нейтральная есть, но включать ее нежелательно).
Потенциал для развития
Не сказать что он большой, но он есть. Например, сейчас в массовом сегменте используются коробки на 4 или 6 передач, однако в недалеком будущем будут использоваться на 6 или 8 передач, а на люксовых авто и по 10 – 12. Это дает возможность переключать практически без рывков, более быстро набирать разгон, и небольшую экономию топлива. Однако бесконечно увеличивать передачи нельзя, коробка получится очень сложной, и ее ремонт будет стоить намного дороже.
Многие считают, что АКПП это самая надежная и самая беспроблемная трансмиссия среди автоматических.
Вариатор (CVT)
Вторая по распространенности автоматическая коробка передач. Продается большими партиями, в основном ставится на машины компании Рено, Ниссан и Мицубиши (именно они первыми сделали ставку на эти коробки). Сейчас распространились и на других производителей, начиная от Хонды, Субару, Тойота, и др.
Цена
Сопоставима с АКПП. Хотя некоторые утверждают, что вариаторы немного дешевле в производстве (возможно, но не существенно). Однако по ремонту, может стоить гораздо дороже. Опять же есть стоимость обслуживания, обязательно менять масло в 60 000 км, ходить будет дольше. А вот по ремонту, не все так плавно, не смотря на свою простоту, Вариатор ремонтировать дорого, да еще и не в каждом сервисе (даже официальном возьмутся за работу). В итоге, суммы за ремонт высокие.
Комфорт
Опять же, можно сравнить с «автоматом», две педали, назад не откатывается, в городе и в пробках одно удовольствие. Здесь нет толчков и рывков при переключении от слова вообще (хотя многие производители их даже имитируют). Также стоит отметить, что вариатор позволяет машине разгоняться чуть быстрее, ведь переключений передач нет.
Из минусов опять же потеря мощности из-за гидротрансформатора. И еще более высокие требования к правильной эксплуатации, может также перегреваться при пробуксовках, таскании сзади грузов, и тому подобное. Эта трансмиссия совсем не для грязи и бездорожья
Надежность
Здесь минус. Очень не стабильная коробка лучше с ним не баловаться, может проходить как 70 – 80 000 и дальше ремонт, а может и по 200 – 250 000 км Конечно, все зависит от эксплуатации, многого на ней нельзя делать.
Основная нагрузка здесь идет на ремень, который ходит между двух валов, по сути, это единственное связующее звено между колесами и двигателем. Факт остается фактом, ее оппонент, обычная АКПП, по надежности гораздо лучше.
Экономия топлива
Чуть лучше, чем у» автомата", из-за того что нет переключений передач. Но чудес ждать не стоит, обычная механика эффективнее. Опять же нет наката.
Потенциал для развития
Трансмиссия вариатор-достигла своего максимума. Меняются конструкции (например вместо ремня может быть цепь), меняются конусы (их передаточные числа), но ничего нового не вводится. Да и сложно тут придумать что-то новое.
Робот (роботизированная коробка переключения передач, РКПП)
Тема большая, о нем следует читать отдельную подробную статью. Стоит отметить, что эта коробка передач бывает двух видов, и они не похожи друг на друга. Есть робот с одним диском сцепления, а есть с двумя. Мы постараемся сразу рассказать об обеих.
Цена
Робот, один диск – ценник практически на уровне механики (дороже примерно на 5%). Почему так-просто это и есть механика с установленными на нее актуаторами, для выбора передачи и ее переключения. Ремонт также дешевой и простой, по сути меняется навесное как в обычной МКПП, также могут меняться актуаторы, это дороже, но в любом случае ремонт дешевле чем у автомата или вариатора.
Робот, два диска – ценник на уровне АКПП и CVT. Здесь кардинальное отличие в строении, поэтому ценник на ремонт может стоить космических денег.
Комфорт
Один диск – хоть передачи и переключаются автоматически, но происходит это отвратительно. Сильные толчки, рывки, которые не добавят комфорта передвижения. Также часто в старых однодисковых роботах на холме машина катится назад, что опять крайне неудобно (особенно в пробках). Опять же разгон, вялый и наверняка самый медленный из всех автоматических трансмиссий.
Два диска – идеальное переключение передач, быстрое (буквально за доли секунд), четкое, практически незаметное. Автомобиль не катится назад, есть так называемый «ползучий» режим.
Что еще хочется отметить, что двухдисковый робот позволяет машине очень быстро разгоняться, даже быстрее, чем механика.
Надежность
Один диск-такая же как и у обычной МКПП, можно таскать грузы, буксовать, и т.д. Практически нет различий. Но стоит помнить, что на 120 – 150 000 км, нужно менять диск сцепления, корзину, выжимной, и тому подобное. Также на первых генерациях коробок часто проявляется много проблем.
Два диска-надежность умеренная. Стоит отметить, что двухдисковые работы могут быть мокрые и сухие. Но и тот и другой вариант, из-за своей сложности ходят в лучшем случае до 100 000 км, а первые работы от того же VOLKSWAGEN, могли и 60 000 км не получаться. Однако коробки постепенно "допиливают", появляется куча разновидностей (практически под любой крутящий момент), и они со временем становятся все лучше.
Экономия топлива
Один диск-расход практически такой же как и на механике. Есть жесткое соединение колес и мотора, есть накат.
Два диска-расход наименьший из всех. Опять же есть жесткое соединение с мотором, а также переключение самые быстрые и идеальные. За это потребление топлива меньше чем у конкурентов.
Потенциал для развития
Один диск-возможен. Нужно работать над системами выбора и переключения передач. Возможно, этот робот не будет таким тупым и долго думающим, тогда будет вполне адекватная трансмиссия.
Два диска – нужно работать над надежностью, в остальном она практически идеальна. Подозреваем, что именно за этими коробками будущее.
Результат сравнения коробок передач
В конце давайте подытожим все плюсы и минусы в таблице и посмотрим, кто больше всех набрал. Плюс – это один балл минус – это нет бала, плюс и минус – 0,5 балла.
Результат сравнения коробок передач
Если смотреть итог, то получается не все так однозначно. Не смотря на то, что механика не дает комфорта, экономия топлива хотя и на хорошем уровне, но все же меньше чем у двух-дискового робота, она набирает 2,5 балла. Результат высокий и у данной трансмиссии однозначно останутся поклонники.
Меньше всех набрали вариатор и однодисковый робот, слишком много у них спорных моментов (по 2 балла).
Больше всех набрали обычный автомат (АКПП) и двухдисковый робот (по 3 балла). Хотим отметить, что если посмотреть различные рейтинги, то данные трансмиссия также находятся на вершине «чартов».
Надеемся, вам понравился изложенный материал, теперь вы сможете с легкостью сделать выбор между механической, автоматической коробкой переключения передач, роботом или вариатором.