Сегодняшняя публикация из тех, что дают понять читателю степень развития шумерской цивилизации за несколько тысячелетии до нас. Но самое главное, сегодня мы постараемся продемонстрировать, что бездна времени разделяющая современность с древней месопотамией, не изменила человеческой природы.
Появление клинописи в шумерских городах на территории двуречья, со временем привело к острой необходимости делиться и передавать огромный массив знании и опыт следующим поколеням шумер. Большое количество глиняных табличек, найденных при раскопках древних шумерских и аккадских городов, были административного и хозяйственного назначения. Из этих табличек мы узнаем о том, что количество действующих в те годы писцов исчислялись тысячами. Писцы делились по рангам: “младшие” и “высокие”, “царские” и “храмовые”, также были узкоспециализированные писари (администраторы, секретари, архитекторы, литераторы, религиоведы и пр.)
Всё это подразумевало наличие системы образования, которая охватывала весь Шумер и имела на вооружение школьную и специализированную программы обучения. Что и было доказано, при раскопках древнего г. Шуруппак(родине “шумерского” Ноя) было найдено много различных “учебников” примерно 2500 лет до н.э., в которых были описаны: боги, животные, предметы, а также правила шумерской “орфографии” и разнообразные словари. В последующем, таблички обучающего характера стали появляться чаще среди археологических находок: тысячи и десятки тысяч из которых приходятся на вторую половину III тысячелетия до н.э.. Несмотря на то, что первые таблички с обучающими материалами были найдены в древнем Эрехе(V-IV тысячелетия до н.э.), мы можем сделать вывод, что по настоящему, система школьного образования в Шумере выстроилась за 4500 лет до нас.
Интересный факт, во время раскопок, также были найдены и “тетради” шумерских учеников(примерно 2000-1500 лет до н.э.). На этих ученических табличках были изображены: первые, неуклюжие царапины “первоклашек” и красиво начертанные знаки одаренных студентов, готовящихся к выпускному. Также до наших дней дошла и подробная структура шумерской школы и методов преподавания- всё благодаря “профессуре”, которая так и норовила описать всё из жизни школы и вне её.
Немного о шумерской школе :
“Эдубба”- школа, или “дом табличек”. Учреждена для подготовки писарей, которые были необходимы для страны, как работники административных и экономических организации, конечно же в первую очередь для храмов и дворцов. Кроме подготовительной и образовательной работы, эдубба- центр науки, культуры, творческой писательской деятельности. Правда, это сильно отличает современную школу от древней.. Шумерская школа в начале своего развития- часть храма, но по мере прогрессирования становится самостоятельным светским учреждением.
Образование в шумерской школе не общедоступное и не обязательное. Это привилегия, в ней обучались дети: губернаторов, “отцов города”, послы, храмовые администраторы, военные и морские чины, высокопоставленные сборщики податей, прорабы, другие писари архивариусы и счетоводы- одним словом, все “сливки” общества. Среди находок найдены таблички только одной женщины-студента, то есть образования было исключительно мужским занятием.
Терминология:
“Уммия”- директор школы, “профессор”, “отец школы”
“Сын школы”- ученик
“Сын школы прошлых дней”- выпускник
“большой брат”- ассистент директора школы. На его плечи взвалили: составления домашнего задания, проверка табличек для самостоятельной работы, выслушивания задания наизусть и пр..
Было много ответственных, например: за рисование, за шумерский язык, за дисциплину и т.д.. Как можно понять это учителя разных предметов.
Школьная программа, включала: шумерский язык, математику, геометрию, географию, материаловедение, литературу(мифы, сказания о героях, басни, пословицы, поэтические оплакивания, эссе и пр.), теологию(изучение пантеона богов, их роли и значение..), анатомию человека и животных, кораблестроение, зоологию и другие предметы.
Распорядок дня шумерского школьника
Пока мы мало что знаем о методах обучения, практикуемых в шумерских школах. Утром, по приходу в школу, ученик изучал табличку, подготовленную им накануне. Затем «большой брат», т.е.. ассистент професcopa, готовил новую табличку и школьник приступал к ее копированию и изучению. И «большой брат», и «отец школы» проверяли правильность его копий. Запоминание- главный инструмент во всем учебном процессе для студента. Конечно, и учитель и ассистенты имели запас «чистых листов», табличек, а также литературных материалов, которые ученик копировал и изучал одновременно с подробным устным комментарием и пояснением.
Для лучшего понимания будней “обычного” школьника за 2000 лет до н.э., мы хотим представить эссе-воспоминание выпускника. В нём достаточно подробно описывается: распорядок дня месопотамского “школьника”, его страхи, быт, и желание отличиться..
Произведение принадлежит уммию(директору) эддубы и поэтому начинается прямым вопросом к старому выпускнику о том куда он ходил в свой школьные годы и что он делал:
И уже взрослый, скорее всего образованный челове, начинает погружаться в воспоминания о своих школьных буднях:
«Я прочел наизусть свою табличку, съел завтрак, приготовил (новую) табличку, написал и, закончил ее; потом мне дали образцы табличек; а в полдень мне вернули таблички с моими упражнениями...».
Также ученик рассказал, что после учебы он пришёл домой и как только увидел отца, решил с ним поделиться пройденными и усвоенными за сегодня знаниями- отец похвалил сына, чем тот был безмерно доволен.. Далее автор спрашивает своего выпускника с чем он обращался к прислуге (наверняка, это была обеспеченная семья). И тот опять вспоминает:
“Я хочу пить, дайте мне воды; я голоден, дайте мне хлеба поесть; помойте мне ноги, постелите постель, я хочу спать. Разбудите меня завтра рано, мне нельзя опаздывать, иначе учитель даст мне розог».
Вероятно, все выше сказанное было выполнено, так как дальше школьник вспоминает:
«Когда я проснулся рано утром, я увидел мать и сказал ей: Дай мне завтрак, я хочу пойти в школу!»
Молодой человек вновь получил всё о чем просил свою маму и отправился "грызть гранит науки". Но по всей видимости, не смотря на прислугу, которая кормит и будит юнца; маму, которая заботится о своём чаде- он всё равно опаздывает.. О чём он вспоминает далее:
В школе человек, что отвечает за пунктуальность. сказал: «Почему ты опоздал?» В страхе и с бьющимся сердцем я предстал перед учителем и почтительно поклонился ему».
Дисциплина в школе
Розог не жалели- это если коротко описать “шумерское” решение вопроса плохой дисциплины у школьников. При этом конечно учителя могли и похвалить, за хорошую успеваемость или проявления таланта, но стоило ученику оступиться- первое, что он видел- взмах трости. Студенту не было от нее житья.
Но “земной” поклон не помог, день для месопотамского ученика не выдался с утра, во всяком случае, “выпускник” вспоминает о нем с большой печалью. Всем детям, как говорится, надо отойти от экранов своих гаджетов.) Ему пришлось отведать розог от разных сотрудников-садистов школы. Вот как он сам, а точнее, автор, поведал об этом:
“Мой наставник прочел мою табличку и сказал:
“Чего-то здесь не хватает”- и высек меня”
И так бедный мальчик "пообщался" со всеми наставниками и обслуживающими шумерской школы. В этом списке приводимом в древней клинописи ещё много таких встреч, но мы из соображении гуманности решили их опустить...
(И вот) я возненавидел искусство письма. Мой учитель был недоволен мной; (даже) перестал учить (?) меня мастерству письма; не наставлял меня...».
И как этот мальчик пережил эти истязания- загадка.
Из этой части эссе, мы можем понять, что процесс постижения знания был крайне жесток и болезнен. Скорее всего он также был и малоэффективен. Но и родители, и дети понимали необходимость обучения: именно оно могло обеспечить безбедное существования в будущем. поэтому юнец осознавая это, пришел к отцу со словами:
«Дай ему немного прибавки к жалованью, и пусть он будет сговорчивей.. т. е. пусть он больше не пренебрегает мной».
Далее уже "профессор" приглашенный в дом отцом мальчика, который как мы понимаем был не последний человек в своем селении, устрайвается в роли почётного гостя, а ученик исполняет роль прислуги своего "второго" отца, коими в древнем Шумере, считались преподаватели:
«То, что сказал школьник, отец учел. Учителя привели из школы, проводили в дом и усадили на «большой стул». Школьник прислуживал ему...».
Из следующей речи отца мальчика, мы увидим, что учителя и 5000 лет назад имели небольшие заработки- родители об этом знали. По сути, именно родители платили регулярные взносы за обучение своих детей- из этих денег формировался оклад преподавателей. Как можно понять, в древнем Шумере, государство или город не обреминяли свои бюджеты содержанием школ- все они были частными. Удивительная цивилизация: земля, как при коммунизме, конечно, со своей спецификой была только государсвтенной(принадлежала божеству-главе города), а вот школа- пример, чисто капиталлистического подхода... но вернемся к клинописным табличкам..
И довольный отец обращается к слугам:
«Налейте ему масла ирда, поставьте на стол для него- Пусть ароматное масло как вода стекает в его желудок; я хочу одеть его в одежды, дать денег к жалованью, надеть кольцо на его руку».
Дальше идет речь учителя к ученику. По всей видимости слуги выполнили все пожелания отца. Наставник доволен и предельно доброжелателен. Сын добивается благосклонности учителя- директора школы к своей персоне. Любопытные параллели получаются, каждый раз, когды мы говорим о том, что "раньше всё было инача", мы лукавим, но самое главное в глубине души мы понимает, что ничего не меняется. Люди приходят и уходят, роли играются разными актёрами, но жизенные сценарии и константы человеческой сущности сохраняются от поколения к поколения- уже много тысяч лет.. Но перейдём к древним текстам:
« Поскольку вы дали мне все, не жалея, заплатили мне жалованье большее, чем стоят мои усилия, оказали мне почет... Маленький друг, ты «знаешь» своего отца, я второй после него; быть тебе почету, которым ты благословен..»
Весь текс приводить мы не стали, но от количесва произнесенных комплиментов в адрес нашего юного героя, аж дух захватывает, и совсем не верится, что ещё в прошлых абзацах- это был мальчик, посеченный розгами и обделенный вниманием преподавателей школы...
Из этого эссе, как и из других, мы можем понять, что далеко не все дети отличались дисциплиной и послушанием. Да и учителя-садисты не способствовали повышению интереса детей к школьной программе. Но тут напрашивается ещё один вывод- видимо “сыны школы прошлых дел”, т.е. выпускники, имели первоклассное для того времени образования и отличались завидным терпением и целеустремленностью.
Отец и сын..
Следующие эссе- диалог, нет, наверное, монолог отца, обращенный к непутевому сыну- разгильдяю.. Удивительно, что тысячелетия, ничего не меняют ни в речах отцов, ни в отношении родителей к детям, ни в желании родителя уберечь непутевого сына(дочь) от беды и наставить на истину..
Суть этого рассказа, в том что бедный отец пытаеся вразумить своего сына, который поддался развлечеям и слоняется бесцельно по улицам родного города, не постигает наук и клинописи, не ходит в школу. А ведь, как мы поняли всё это стоит не малых денег и усилии для отца.
Отец: «Если ты никуда не ходил, почему ты слоняешься без дела? Иди в школу, к учителю, своему «школьному отцу» (профессору), прочти наизусть задание, напиши табличку, пусть твой «большой брат” составит для тебя новую табличку.. Ну же, ты слышал, что я сказал?»
Правда, очень похоже на проблемы современных родителей и детей. Очень тяжело представить, как при таком временном разрыве между нашим и "шумерским" временем: речи и мысли старшего и младшего поколении схожи, да что там, они не поменялись. Образование- главная ценность, которую у человека не возможно отобрать, украсть, урезать. При условии, что человек, ребенок взял от этих возможностей по максимуму. Ведь всему своё время: и учёбе, и работие. Возвращаемся к тексту. Сын всё повторяет слово в слова за отцом..
Отец: «Ты, который слоняется по площади, преуспеешь -ли в чем? Ходи в школу, это пойдет тебе на пользу. То, в чем я наставляю тебя, превращает глупца в мудреца, словно заклинание, завораживает змею и не позволит тебе поддаться лживым речам... День и ночь я не сплю, мучим тобой...».
Из неопубликованных фрагментов, если коротко: отец перечисляет своему не путёвому сыну всё то, что делают другие сыновья для своих отцов(работают, физически трудятся на полях, чтобы прокормиться и помочь своим старшим в этих изнуряющих делах). Не потому что хотят, а потому, что не могут иначе. Не у всех имеется возможность платить за учёбу своих детей. Говорит о том, что эти дети талантливее него, но они никогда не добьются высокого положения, лишь только потому, что не смогли позволить себе достойного образования. А он, непутёвый, тратит своё время и деньги отца, только для развлечения и гулянии. Измученный отец указыват сыну, что тот поправился и стал просто громаден и не красив, а движения его лишены всякой изящности- они неуклюжи и отталкивают рядом стоящих людей.
Дальше происходит один из тех моментов, когда родитель при всём выше сказанном, желает только лучшего своему непутевому сыну:
"Да будет твой бог Нанна благосклонен к тебе, Да будет богиня Нингаль благосклонна к тебе."
Наверное, нам стоит завершить этот рассказ.. Что же мы видим? А ничего не изменилось, кроме розог(их заменили оценками). Есть школы, учителя, которые получают небольшое жалование; есть ученики, которые не хотят “грызть” гранит науки; есть родители, которые не находят себе места и желаю лучшей доли своим детям. И самое главное, что в Древней Месопотамии, что сейчас все понимают: образование- ключ к безбедной жизни и старости…
Справка : На раскопках древнего Мари к западу от Ниппура французский археолог обнаружил две комнаты, которые определенно обладают необходимыми чертами, характерными для школьных классов: в них есть несколько рядов кирпичных скамей, рассчитанные на несколько человек.
Теперь загадка от профессора шумерской школы(ей 5000 лет)
Дом, у которого, как у неба, есть плуг,
Который накрыт тканью, как медный котелок,
Который, как гусь. стоит на опоре,
Куда входит тот, чьи глаза закрыты.
И выходит тот, чьи глаза (широко) раскрыты.
Переводы шумерских текстов знаменитого востоковеда-шумеролога С. Крамера.
Решение пишите в комментариях) обязательно ответим…
Исаев К.
Спасибо, что дочитали, ставьте нравится, подписывайтесь..