Найти тему
Хроники

Шумерская школа 5000 лет назад: ничего не меняется!Или сейчас всё иначе?

Оглавление

Сегодняшняя публикация из тех, что дают понять читателю степень развития шумерской цивилизации за несколько тысячелетии до нас. Но самое главное, сегодня мы постараемся продемонстрировать, что бездна времени разделяющая современность с древней месопотамией, не изменила человеческой природы.

Письмо царю Лагаша(2400 лет до н.э.). ССО(Википедия)
Письмо царю Лагаша(2400 лет до н.э.). ССО(Википедия)

Появление клинописи в шумерских городах на территории двуречья, со временем привело к острой необходимости делиться и передавать огромный массив знании и опыт следующим поколеням шумер. Большое количество глиняных табличек, найденных при раскопках древних шумерских и аккадских городов, были административного и хозяйственного назначения. Из этих табличек мы узнаем о том, что количество действующих в те годы писцов исчислялись тысячами. Писцы делились по рангам: “младшие” и “высокие”, “царские” и “храмовые”, также были узкоспециализированные писари (администраторы, секретари, архитекторы, литераторы, религиоведы и пр.)

Всё это подразумевало наличие системы образования, которая охватывала весь Шумер и имела на вооружение школьную и специализированную программы обучения. Что и было доказано, при раскопках древнего г. Шуруппак(родине “шумерского” Ноя) было найдено много различных “учебников” примерно 2500 лет до н.э., в которых были описаны: боги, животные, предметы, а также правила шумерской “орфографии” и разнообразные словари. В последующем, таблички обучающего характера стали появляться чаще среди археологических находок: тысячи и десятки тысяч из которых приходятся на вторую половину III тысячелетия до н.э.. Несмотря на то, что первые таблички с обучающими материалами были найдены в древнем Эрехе(V-IV тысячелетия до н.э.), мы можем сделать вывод, что по настоящему, система школьного образования в Шумере выстроилась за 4500 лет до нас.

Пиктографическая табличка, содержащая договор о продаже дома и поля (около 2600 года до н. э.). ССО(Википедия)
Пиктографическая табличка, содержащая договор о продаже дома и поля (около 2600 года до н. э.). ССО(Википедия)

Интересный факт, во время раскопок, также были найдены и “тетради” шумерских учеников(примерно 2000-1500 лет до н.э.). На этих ученических табличках были изображены: первые, неуклюжие царапины “первоклашек” и красиво начертанные знаки одаренных студентов, готовящихся к выпускному. Также до наших дней дошла и подробная структура шумерской школы и методов преподавания- всё благодаря “профессуре”, которая так и норовила описать всё из жизни школы и вне её.

Немного о шумерской школе :

“Эдубба”- школа, или “дом табличек”. Учреждена для подготовки писарей, которые были необходимы для страны, как работники административных и экономических организации, конечно же в первую очередь для храмов и дворцов. Кроме подготовительной и образовательной работы, эдубба- центр науки, культуры, творческой писательской деятельности. Правда, это сильно отличает современную школу от древней.. Шумерская школа в начале своего развития- часть храма, но по мере прогрессирования становится самостоятельным светским учреждением.

Образование в шумерской школе не общедоступное и не обязательное. Это привилегия, в ней обучались дети: губернаторов, “отцов города”, послы, храмовые администраторы, военные и морские чины, высокопоставленные сборщики податей, прорабы, другие писари архивариусы и счетоводы- одним словом, все “сливки” общества. Среди находок найдены таблички только одной женщины-студента, то есть образования было исключительно мужским занятием.

Терминология:

“Уммия”- директор школы, “профессор”, “отец школы”

“Сын школы”- ученик

“Сын школы прошлых дней”- выпускник

“большой брат”- ассистент директора школы. На его плечи взвалили: составления домашнего задания, проверка табличек для самостоятельной работы, выслушивания задания наизусть и пр..

Было много ответственных, например: за рисование, за шумерский язык, за дисциплину и т.д.. Как можно понять это учителя разных предметов.

Школьная программа, включала: шумерский язык, математику, геометрию, географию, материаловедение, литературу(мифы, сказания о героях, басни, пословицы, поэтические оплакивания, эссе и пр.), теологию(изучение пантеона богов, их роли и значение..), анатомию человека и животных, кораблестроение, зоологию и другие предметы.

Шумерская школа.. Наблюдаем работу с выравниванием глины, клинопись.. Картина современного художника(ОИ)
Шумерская школа.. Наблюдаем работу с выравниванием глины, клинопись.. Картина современного художника(ОИ)

Распорядок дня шумерского школьника

Пока мы мало что знаем о методах обучения, практикуемых в шумерских школах. Утром, по приходу в школу, ученик изучал табличку, подготовленную им накануне. Затем «большой брат», т.е.. ассистент професcopa, готовил новую табличку и школьник приступал к ее копированию и изучению. И «большой брат», и «отец школы» проверяли правильность его копий. Запоминание- главный инструмент во всем учебном процессе для студента. Конечно, и учитель и ассистенты имели запас «чистых листов», табличек, а также литературных материалов, которые ученик копировал и изучал одновременно с подробным устным комментарием и пояснением.

Для лучшего понимания будней “обычного” школьника за 2000 лет до н.э., мы хотим представить эссе-воспоминание выпускника. В нём достаточно подробно описывается: распорядок дня месопотамского “школьника”, его страхи, быт, и желание отличиться..

Произведение принадлежит уммию(директору) эддубы и поэтому начинается прямым вопросом к старому выпускнику о том куда он ходил в свой школьные годы и что он делал:

И уже взрослый, скорее всего образованный челове, начинает погружаться в воспоминания о своих школьных буднях:

«Я прочел наизусть свою табличку, съел завтрак, приготовил (новую) табличку, написал и, закончил ее; потом мне дали образцы табличек; а в полдень мне вернули таблички с моими упражнениями...».

Также ученик рассказал, что после учебы он пришёл домой и как только увидел отца, решил с ним поделиться пройденными и усвоенными за сегодня знаниями- отец похвалил сына, чем тот был безмерно доволен.. Далее автор спрашивает своего выпускника с чем он обращался к прислуге (наверняка, это была обеспеченная семья). И тот опять вспоминает:

“Я хочу пить, дайте мне воды; я голоден, дайте мне хлеба поесть; помойте мне ноги, постелите постель, я хочу спать. Разбудите меня завтра рано, мне нельзя опаздывать, иначе учитель даст мне розог».

Вероятно, все выше сказанное было выполнено, так как дальше школьник вспоминает:

«Когда я проснулся рано утром, я увидел мать и сказал ей: Дай мне завтрак, я хочу пойти в школу!»

Молодой человек вновь получил всё о чем просил свою маму и отправился "грызть гранит науки". Но по всей видимости, не смотря на прислугу, которая кормит и будит юнца; маму, которая заботится о своём чаде- он всё равно опаздывает.. О чём он вспоминает далее:

В школе человек, что отвечает за пунктуальность. сказал: «Почему ты опоздал?» В страхе и с бьющимся сердцем я предстал перед учителем и почтительно поклонился ему».

Идет занятие. Ученики что-то рассказывают "отцу школы", ассистент готовит глину. На полках "чистые листы"-таблички. Картина современного художника(ОИ)
Идет занятие. Ученики что-то рассказывают "отцу школы", ассистент готовит глину. На полках "чистые листы"-таблички. Картина современного художника(ОИ)

Дисциплина в школе

Розог не жалели- это если коротко описать “шумерское” решение вопроса плохой дисциплины у школьников. При этом конечно учителя могли и похвалить, за хорошую успеваемость или проявления таланта, но стоило ученику оступиться- первое, что он видел- взмах трости. Студенту не было от нее житья.

Но “земной” поклон не помог, день для месопотамского ученика не выдался с утра, во всяком случае, “выпускник” вспоминает о нем с большой печалью. Всем детям, как говорится, надо отойти от экранов своих гаджетов.) Ему пришлось отведать розог от разных сотрудников-садистов школы. Вот как он сам, а точнее, автор, поведал об этом:

“Мой наставник прочел мою табличку и сказал:

“Чего-то здесь не хватает”- и высек меня”

И так бедный мальчик "пообщался" со всеми наставниками и обслуживающими шумерской школы. В этом списке приводимом в древней клинописи ещё много таких встреч, но мы из соображении гуманности решили их опустить...

(И вот) я возненавидел искусство письма. Мой учитель был недоволен мной; (даже) перестал учить (?) меня мастерству письма; не наставлял меня...».

И как этот мальчик пережил эти истязания- загадка.

Из этой части эссе, мы можем понять, что процесс постижения знания был крайне жесток и болезнен. Скорее всего он также был и малоэффективен. Но и родители, и дети понимали необходимость обучения: именно оно могло обеспечить безбедное существования в будущем. поэтому юнец осознавая это, пришел к отцу со словами:

«Дай ему немного прибавки к жалованью, и пусть он будет сговорчивей.. т. е. пусть он больше не пренебрегает мной».

Далее уже "профессор" приглашенный в дом отцом мальчика, который как мы понимаем был не последний человек в своем селении, устрайвается в роли почётного гостя, а ученик исполняет роль прислуги своего "второго" отца, коими в древнем Шумере, считались преподаватели:

«То, что сказал школьник, отец учел. Учителя привели из школы, проводили в дом и усадили на «большой стул». Школьник прислуживал ему...».

Из следующей речи отца мальчика, мы увидим, что учителя и 5000 лет назад имели небольшие заработки- родители об этом знали. По сути, именно родители платили регулярные взносы за обучение своих детей- из этих денег формировался оклад преподавателей. Как можно понять, в древнем Шумере, государство или город не обреминяли свои бюджеты содержанием школ- все они были частными. Удивительная цивилизация: земля, как при коммунизме, конечно, со своей спецификой была только государсвтенной(принадлежала божеству-главе города), а вот школа- пример, чисто капиталлистического подхода... но вернемся к клинописным табличкам..

И довольный отец обращается к слугам:

«Налейте ему масла ирда, поставьте на стол для него- Пусть ароматное масло как вода стекает в его желудок; я хочу одеть его в одежды, дать денег к жалованью, надеть кольцо на его руку».

Дальше идет речь учителя к ученику. По всей видимости слуги выполнили все пожелания отца. Наставник доволен и предельно доброжелателен. Сын добивается благосклонности учителя- директора школы к своей персоне. Любопытные параллели получаются, каждый раз, когды мы говорим о том, что "раньше всё было инача", мы лукавим, но самое главное в глубине души мы понимает, что ничего не меняется. Люди приходят и уходят, роли играются разными актёрами, но жизенные сценарии и константы человеческой сущности сохраняются от поколения к поколения- уже много тысяч лет.. Но перейдём к древним текстам:

« Поскольку вы дали мне все, не жалея, заплатили мне жалованье большее, чем стоят мои усилия, оказали мне почет... Маленький друг, ты «знаешь» своего отца, я второй после него; быть тебе почету, которым ты благословен..»

Весь текс приводить мы не стали, но от количесва произнесенных комплиментов в адрес нашего юного героя, аж дух захватывает, и совсем не верится, что ещё в прошлых абзацах- это был мальчик, посеченный розгами и обделенный вниманием преподавателей школы...

Из этого эссе, как и из других, мы можем понять, что далеко не все дети отличались дисциплиной и послушанием. Да и учителя-садисты не способствовали повышению интереса детей к школьной программе. Но тут напрашивается ещё один вывод- видимо “сыны школы прошлых дел”, т.е. выпускники, имели первоклассное для того времени образования и отличались завидным терпением и целеустремленностью.

Отец и сын..

Следующие эссе- диалог, нет, наверное, монолог отца, обращенный к непутевому сыну- разгильдяю.. Удивительно, что тысячелетия, ничего не меняют ни в речах отцов, ни в отношении родителей к детям, ни в желании родителя уберечь непутевого сына(дочь) от беды и наставить на истину..

Рисунок Силен с маленьким Дионисом на руках. Отражает теплые чувства отца к сыну. Современная иллюстрация, зарисовка с греческой скульптуры .
Рисунок Силен с маленьким Дионисом на руках. Отражает теплые чувства отца к сыну. Современная иллюстрация, зарисовка с греческой скульптуры .

Суть этого рассказа, в том что бедный отец пытаеся вразумить своего сына, который поддался развлечеям и слоняется бесцельно по улицам родного города, не постигает наук и клинописи, не ходит в школу. А ведь, как мы поняли всё это стоит не малых денег и усилии для отца.

Отец: «Если ты никуда не ходил, почему ты слоняешься без дела? Иди в школу, к учителю, своему «школьному отцу» (профессору), прочти наизусть задание, напиши табличку, пусть твой «большой брат” составит для тебя новую табличку.. Ну же, ты слышал, что я сказал?»

Правда, очень похоже на проблемы современных родителей и детей. Очень тяжело представить, как при таком временном разрыве между нашим и "шумерским" временем: речи и мысли старшего и младшего поколении схожи, да что там, они не поменялись. Образование- главная ценность, которую у человека не возможно отобрать, украсть, урезать. При условии, что человек, ребенок взял от этих возможностей по максимуму. Ведь всему своё время: и учёбе, и работие. Возвращаемся к тексту. Сын всё повторяет слово в слова за отцом..

Отец: «Ты, который слоняется по площади, преуспеешь -ли в чем? Ходи в школу, это пойдет тебе на пользу. То, в чем я наставляю тебя, превращает глупца в мудреца, словно заклинание, завораживает змею и не позволит тебе поддаться лживым речам... День и ночь я не сплю, мучим тобой...».

Из неопубликованных фрагментов, если коротко: отец перечисляет своему не путёвому сыну всё то, что делают другие сыновья для своих отцов(работают, физически трудятся на полях, чтобы прокормиться и помочь своим старшим в этих изнуряющих делах). Не потому что хотят, а потому, что не могут иначе. Не у всех имеется возможность платить за учёбу своих детей. Говорит о том, что эти дети талантливее него, но они никогда не добьются высокого положения, лишь только потому, что не смогли позволить себе достойного образования. А он, непутёвый, тратит своё время и деньги отца, только для развлечения и гулянии. Измученный отец указыват сыну, что тот поправился и стал просто громаден и не красив, а движения его лишены всякой изящности- они неуклюжи и отталкивают рядом стоящих людей.

Дальше происходит один из тех моментов, когда родитель при всём выше сказанном, желает только лучшего своему непутевому сыну:

"Да будет твой бог Нанна благосклонен к тебе, Да будет богиня Нингаль благосклонна к тебе."

Наверное, нам стоит завершить этот рассказ.. Что же мы видим? А ничего не изменилось, кроме розог(их заменили оценками). Есть школы, учителя, которые получают небольшое жалование; есть ученики, которые не хотят “грызть” гранит науки; есть родители, которые не находят себе места и желаю лучшей доли своим детям. И самое главное, что в Древней Месопотамии, что сейчас все понимают: образование- ключ к безбедной жизни и старости…

Справка : На раскопках древнего Мари к западу от Ниппура французский археолог обнаружил две комнаты, которые определенно обладают необходимыми чертами, характерными для школьных классов: в них есть несколько рядов кирпичных скамей, рассчитанные на несколько человек.

Теперь загадка от профессора шумерской школы(ей 5000 лет)

Дом, у которого, как у неба, есть плуг,

Который накрыт тканью, как медный котелок,

Который, как гусь. стоит на опоре,

Куда входит тот, чьи глаза закрыты.

И выходит тот, чьи глаза (широко) раскрыты.

Переводы шумерских текстов знаменитого востоковеда-шумеролога С. Крамера.

Решение пишите в комментариях) обязательно ответим…

Исаев К.

Спасибо, что дочитали, ставьте нравится, подписывайтесь..