Найти тему
максим фомин

чалдыранская битва- кровавая баня султана селима 1

Оглавление

Чалдыранское сражение ( азерб. Çaldıran döyüşü , перс. جنگ چالدران , тур. Çaldıran savaşı ) — сражение, произошедшее 23 августа 1514 года между сефевидской и османской армиями на равнине Чалдыран (около города Маку на северо-западе совр. Ирана) в начале Турецко-персидской войны 1514—1555 годов . Окончилось победой армии Османской империи и последующим вступлением её в столицу Сефевидов, Тебриз , в которой они, однако, не смогли удержаться и вынуждены были отступить.

Предыстория

После первых успехов шаха Исмаила многие из последователей Сефевидов на османской территории либо разобрали свои палатки и переселились в его владения, либо остались для организации восстаний. К 1510 году османы оказались лицом к лицу с угрозой потери контроля над Анатолией. Сефевидское движение в Анатолии было подавлено с трудом; многие из мятежников были депортированы на Балканы, часть на кораблях из южного порта Анталия через Эгейское море, с целью сделать их недосягаемыми для призывов из Ардебиля . Ещё до войны султан Селим из-за своих имперских амбиций искал повод чтобы напасть на Сефевидскую империю. Для это он в 1513 году отправлял посольство к сефевидскому двору с требованием возвращения своего бежавшего племянника Мурада и для предъявления своих «наследственных» претензий на провинцию Диярбакыр . Посольство Селима встретилось с шахом Исмаилом в Исфахане . Что касается претензии Селима на Диярбакыр , то представляется, она была замышлена как провокация, нацеленная на обоснование начала будущей вражды. В реальности у Селима не было «наследственных прав» на эту провинцию. Для того, чтобы придать большую убедительность своему требованию, Селим заручился поддержкой соперника шаха Исмаила , бывшего правителя Ак-Коюнлу Мурада, который тогда был беженцем при османском дворе . В своем ответе шах Исмаил говорил, что рассматривает племянника Селима в качестве гостя и поэтому он не может передать его посольству. В то же письмо сефевидский правитель включил оскорбительное отклонение притязаний Селима на Диярбакыр , намекнув, что эта провинция принадлежит ему по праву завоевания и что он расстанется с ней только силой оружия[12] . Провал этого посольства дал Селиму основание для начала враждебных действий и для подготовки османских религиозных и военных учреждений для кампании против Сефевидов. Он заручился фетвами (официальными религиозными постановлениями) двух влиятельных богословов, Хамзы Сару Гёреза и Кемаля Пашазаде, проклинавшими кызылбашей и разрешавшими их преследование. Оба также провозгласили, что уничтожение последователей шаха Исмаила является личной обязанностью каждого мусульманина . Селим решил заняться кызылбашами Анатолии и было вырезано 40 000 человек.

Армии сторон

Армия Османской империи в основном состояла из представителей балканских народов , помимо иррегулярных частей тяжелой кавалерии (сипахи ), и иррегулярной пехоты (яя и мюселлем), а также добровольческих подразделений дели и войнуков (добровольцы из балканских областей), включала части регулярной гвардии султана Капы-гулу (Дворцовая стража), составной часть которого был корпус янычар (пехота), капы-гулу сипахилери (тяжелая кавалерия) и артиллерия .

Армия Сефевидов состояла из тюрков и была преимущественно иррегулярной, основу которой составляла тяжёлая кавалерия кызылбашейджангевары . Действия тяжёлой кавалерии поддерживалось лёгкой кавалерией, ни пехоты, ни артиллерии в войске Сефевидов не было. Войско формировалось путём созыва вассальных шаху ханов и беков и их личных дружин.

Как указывает пакистанский историк Сарвар, османская армия имела явное численное превосходство, так, только согласно турецкому очевидцу Хакимуддину Идрису Битлиси, 40-тысячной сефевидской армии противостояла 100-тысячная армия Селима I. Согласно сефевидским источникам, неравенство было ещё большим — 12 или 20 тысяч со стороны кызылбашей против 120 или даже 200 тысяч со стороны османов .

Памятный монумент на месте Чылдыранской битвы, установленный в 2003 г.

Ход битвы

Ещё до начала битвы полководцы Исмаила предлагали напасть на противника ночью, чтобы быть недоступными для османской артиллерии, на что Исмаил ответил: «я не разбойник, нападающий на караваны ночью».

Кроме того, пакистанским историком Г. Сарваром упоминается, что многие кызылбашские эмиры предлагали атаковать до окончания приготовления осман к битве, что низвело бы на нет их преимущество в огнестрельном оружии. Однако Шах Исмаил принял предложение Дурмуш-хана Шамлу, который предлагал дождаться полной готовности осман, чтобы кызылбаши могли на поле боя показать свою доблесть .

видно явное преимущество османской армии в огнестрельном оружии
видно явное преимущество османской армии в огнестрельном оружии

Таким образом, битва началась утром атакой турецких янычар . В ответ на это Исмаил I дал указ отбить атаку тяжелой кавалериейджангевар . Сам Исмаил лично сражался против османского полководца Малкочоглу Турали-бея . Сефевидская тяжелая кавалерия смяла янычар, но в поддержку пехоте турки выслали свою тяжелую кавалерию — сипахов . Сипахи не смогли остановить атаки джангеваров и были разбиты. Османский историк Кемаль Пашазаде описывал кызылбашей как великолепных воинов, каждый из которых сражался минимум с десятью противниками. Ситуация на этом этапе сражения складывалась в пользу Сефевидов. Исмаил I дал команду всей армии атаковать турецкие позиции. Во главе его армии шла тяжелая кавалерия. Но, уже прорвав ряды противника, тяжелая кавалерия Сефевидов оказалась бессильной против ураганного огня турецкой артиллерии , которая буквально расстреляла и выкосила ряды кавалерии, не позволив им дальше занимать позиции турецких войск. Уничтожение тяжелой кавалерии, выступавшей в этой битве главной силой Сефевидов, фактически решило исход сражения, так как лёгкая кавалерия и пехота не играли значимой роли и были не в состоянии конкурировать с корпусом янычар. Первоначально кызылбашская кавалерия практически одержала победу. Однако исход битвы решила превосходящая огневая мощь противостоявших им измотанных турков, и после того как сам шах был ранен, кызылбашская армия оставила поле боя. Османы победили лишь за счёт огнестрельного оружия. Венецианский автор Катерино Зено так описывает этот момент:

«Монарх (Селим ), видя резню, начал отступать и разворачиваться и был близок к тому, чтобы бежать с поля боя, когда Синан, придя на спасение в момент нужды, приказал подтянуть артиллерию и открыл огонь и по янычарам, и по персиянам. Кони персиян, никогда ранее не слышавшие грохота этих адских машин, рассыпались и перемешались по равнине, уже не повинуясь ни удилам, ни шпорам своих наездников....Как утверждается, не будь артиллерии, которая ужаснула в упомянутой манере коней персиян, никогда ранее не слышавших такого грохота, то несомненно, что вся его армия была бы разбита и предана мечу» .

После битвы Селим , подозревая засаду, отказался от преследования сефевидской армии . Кызылбаши нанесли очень тяжёлые потери османской армии, чей элитный корпус, янычары , не испытывали особого энтузиазма сражаться  против шаха, который возбуждал в них смутное чувство симпатии. Победившие, но утомлённые, войска султана двинулись на Тебриз , но после нескольких недель засухи, голода, жажды и начавшейся ранней зимы, они повернут обратно домой в Анатолию. Воспоминания об этом походе оставят отпечаток на армии Селима . Как бы он ни старался, эти люди больше не выступят в поход против Азербайджана [22] .

Последствия

После Чалдыранской битвы Шах Исмаил принял решение оснащать сефевидскую армию огнестрельным оружием. Хотя оно не могло по качеству состязаться с покупным оружием Османов. После этого шах начинает оказывать психологическое воздействие, до такой степени, словно само наличие этого оружия у сефевидской армии обосновано не стратегическими, а психологическими причинами. Новости о наличии у сефевидской армии огнестрельного оружия вылились в страх янычаров перед предстоящим новым походом на Азербайджан , что заставило Селима отказаться от повторного вторжения в Сефевидскую империю по возвращению из Египетского похода в 1518 году .

Далее за этим Османы выселяли и истребляли кызылбашей из Восточной Анатолии и переселяли туда в противовес курдов, передавая им управление областью.