Принижать подвиги еврейских красноармейцев, которые приняли участие в Великой отечественной, стало обычным делом еще в советское время. Из-за негативного отношения к этому народу со стороны политического руководства страны, этому было не принято противостоять ни на государственном, ни на личном уровне. Простые слова, что евреи сражались и понесли потери, как и все, могли столкнуться с глухим недовольством и ответом в стиле: «Что-то я вас, обрезанных, на фронте не видел!» Видимо, опровергнуть такое странное утверждение следует снятыми штанами и предъявлением удостоверения фронтовика, никак иначе.
В 1941-м году Залман Храпинович, двадцатипятилетний еврей из Белоруссии, как и все советские молодые люди пришел добровольцем в военкомат. Как выпускника технического училища, его посчитали нужным готовить на сапера и несколько месяцев натаскивали в этом искусстве. Дивизия, в которой служил боец, воевала на юге страны, а в 1943-м году в ходе Харьковской наступательной операции, понесла серьезные потери.
Старлей Храпинович при разминировании поля для прохода советских танков допустил ошибку и попал в лазарет. Там он и столкнулся со словами деревенского парня с соседней койки, который заявил классическое: «Иван в окопе, а Абрам в рабкоопе!», имея ввиду, что славяне честно сражаются, а евреи отсиживаются в тылу.
Рабочий кооператив – организация, позволявшая советским трудящимся покупать товары по сниженным целым. Сама фраза, понимать которую следует в ироническом смысле, является цитатой из стихотворения поэта Бориса Слуцкого, еврея по национальности, дослужившегося во время Великой отечественной до майора. За то, что неоднократно «ходил в разведку», он получил пять советских боевых орденов и несколько наград от союзников.
Залман Храпинович тогда обошел весь госпиталь и подговорил множество лежавших там евреев прийти к нему в палату и спеть несколько песен на идише. Когда недовольный сосед увидел это, он был поражен, насколько много рядом с ним лечилось евреев. А находчивый лейтенант, который придумал такую затею, большинству россиян известен под своим творческим псевдонимом Зиновий Гердт, тогда как по паспорту его звали Храпинович.
Но давайте приведем неверующим другие примеры. В русском разделе Википедии есть список советских солдат, которые повторили подвиг Александра Матросова – бросились своей грудью прямо на амбразуру. Всего таких бойцов человек триста, среди них встречаются люди самых разных национальностей. Красноармеец Матросов не был первым, не был последним. Среди всего этого пространного списка я насчитал, как минимум, троих евреев.
Командир пулеметного взвода Иосиф Бумагин был родом из Витебска и на войну попал уже взрослым мужиком. Призывался прямо из Еврейской автономной области. Свой подвиг совершил уже под конец войны, когда Красная армия сражалась в Польше. Во время атаки подавил гранатами один из дзотов врага, а второй из них закрыл своей грудью, чем гарантировал бойцам успех наступления. Получил Героя Советского Союза уже через пару месяцев.
Меер Спиваков в начале войны находился на партийной работе, как и положено стереотипному еврейскому интеллигенту. В 1943-м был призван в армию, стал лейтенантом стрелковой роты. В августе следующего года во время безуспешной попытки наступления на Восточную Пруссию во время боя за одну литовскую деревню закрыл немецкую амбразуру, после чего красноармейцы справились с противником.
Товье Райз во время Великой отечественной в отличие от предыдущих бойцов являлся совсем пацаном, поэтому его слова насчет совершения подвига вызывают сомнения. Тем не менее, в то время действительно зафиксировано несколько достоверных «матросовых», которые закрыли своим телом немецкий дзот, но после этого выжили. Красноармеец Райз, по собственному утверждению, был известен тем же, хотя в иных источниках подтверждений не зафиксировано.
А вот его последующая честная служба является вполне реальным фактом, равно как и награждение бойца орденами и медалями. ГСС ему так и не дали, но трусом этот парень точно не был. А вот любителем рассказывать солдатские байки – вполне возможно.