Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, фигура куда менее известная для рядового обывателя, тем не менее, заслуживающая определённого внимания в ряде отношений поболее даже, чем его знаменитый сын.
Ярослав Всеволодович родился всего за три десятилетия до начала монголо-татарского вторжения на Русь, в эпоху раздробленности и постоянных княжеских усобиц. Как и другие князья, он участвовал в смутах и периодически нападал на своих соседей. А ещё в одном послании сыну Ярослава, Александру Невскому, папа римский Иннокентий IV сообщает о том, что он «стремясь облечься в нового человека… смиренно и преданно вверил себя послушанию Римской Церкви». Но обо всём по порядку.
Первые княжеские годы
Наш герой, родивший в 1190 (или 1191 – даты разнятся), уже с 10-летнего возраста помогал своему отцу, Всеволоду Большое Гнездо, в нелёгком деле княжения. Получив во владение столицу Переяславского княжества, Переяславль Южный, он с ранних лет ходил в военные походы против половцев. Пограничное княжество вынуждено было постоянно иметь дело со степняками, и Ярослав, объединившись с другими южными князьями, участвовал в карательных экспедициях с 13 лет. Годом позже он женится на дочери половецкого хана (вероятно, брак преследовал какие-то политические выгоды; возможно, был попыткой приостановить набеги русских князей) Юрия Кончаковича. О первой жене Ярослава нам неизвестно даже её имя. Вероятно, вскорости она умерла, не оставив наследника своему молодому мужу.
В этот же период Ярославу «посчастливилось» принять участие в первой в его жизни смуте. Дело было вот в чём. В 1205 г. Роман Галицкий, галицко-волынский князь, погибает в бою с поляками. Его наследники, Даниил и Василько, были малолетними и не могли взять бразды правления княжеством в свои руки, их изгоняют. Вместо них править решили предложить Ярославу. Но пока 15-летний князь пребывал в раздумьях, своевольные галичане передумали, пригласили Владимира Игоревича, одного из черниговских князей. Ярославу стало обидно от такого предательства, он попытался найти помощь у других князей, но черниговцы оказались более быстрыми. Всеволод Чермный занимает Киев, выгнав оттуда Рюрика Ростиславича, а затем прогоняет Ярослава из Переяславля, посадив на его места Михаила, своего сына. Неприязненное отношения к черниговским князьям наш герой затаит надолго.
Попытка Всеволода Большое Гнездо выбить недругов из Переяславля так ничем и не кончилась. Как только Всеволод попытался собрать войско, он узнал, что рязанские князья вышли из-под его контроля, ушло сговорившись с черниговцами. Карательная экспедиция оканчивается успехом, наместником в Рязани он сажает Ярослава. А когда местная знать, воспротивившись новому князю, зачинает восстание – многострадальному городу сильно достается от руки Всеволода: Рязань разоряют и сжигают, а зачинщиков мятежа безжалостно казнят.
После смерти отца
Новый этап в жизни Ярослава начинается после смерти отца Всеволода в 1212 г. Разумеется, делёжкой княжеств оказались довольны далеко не все. Старший сын, Константин, как и полагалось, должен был получить великокняжеский престол, однако ему хотелось сохранить за собой Ростовское княжество, более богатое и древнее. Из-за желания сына Всеволод поменял последнюю волю, из-за чего вскоре разгорелась очередная усобица между Константином и младшими князьями (которых, к слову, поддержал и Ярослав). Старшего брата приструнили.
В 1215 г. Ярослава призывают княжить в Великий Новгород. С этим городом у него будет связано будет много чего нехорошего, и далеко не с первой попытки ему удастся в нём воцариться, что, с одной стороны, было связано с крутым нравом Ярослава Всеволодовича, не привыкшего, что ему будут перечить (так, он вступает в конфликт и арестовывает ряд видных бояр города), с другой, со свободолюбием новгородцев. Мстислав Удатный, княживший в Ноговороде до Ярослава, вместе со своей ратью и рядом других князей Северо-Восточной Руси преподаст ему жёсткий урок, и даже помощь братьев не поможет. В последней битве Ярослав будет наголову разгромлен, и Мстислав даже заберёт у него молодую жену, Ростиславу-Феодосию, свою дочь, вместе с ребёнком.
Урок оказался усвоен. В течение 7 лет Ярослав не предпринимает никаких активных действий. Он продолжает княжить в Переяславле-Залесском, заводит себе новую жену, растит детей. Переяславль на тот момент был достаточно богатым княжеством. Так что, казалось бы, живи себе спокойно в своём владении, воспитывай наследников. Но Ярослав имел далеко не миролюбивый характер, он был склонен к разного рода авантюрам, как можно было понять из первой части его биографии.
У Новгорода на тот момент были сложности в Прибалтике. Там завелись и окрепли немецкие колонисты. У южнорусских князей не было времени заниматься проблемами новгородцев – в степях появилась новая угроза, монголы. Пришлось полагаться на кипящего энергией Ярослава, возглавившего большой поход на Эстонию, закончившийся противоречиво – города не взяли, но неплохо пограбили. В последующие годы вместе с новгородцами он продолжал ходить в походы против литовцев, которые с переменным успехом, пока в 1234 г. Ярославу не удалось одержать решительную победу над крестоносцами из Ордена меченосцев.
Между этими походами Ярославу периодически приходилось иметь дело с Михаилом, сыном Всеволода Чермного. Михаил претендовал на Новгород. Однако после того, как Ярослав вместе с братом Юрием предпринял поход на Черниговскую землю и сжёг несколько городов, он счёл благоразумным отказаться от своих притязаний. С этого времени Ярослав окончательно утверждается на Новгородской земле, и в течение следующего века княжить на ней будут только его потомки. В 1236 г. он, благодаря помощи новгородцев, практически без особых усилий захватывает киевский престол. Однако никаких заметных деяний на юге не совершил.
Как мы знаем, в 1237 г. Русь подверглась нашествию Батыя. Первыми его жертвами стали жители Владимиро-Суздальского княжества. Как отреагировал на опустошительный набег монголов Ярослав? Никак, он им не противодействовал. В летописях говорится лишь о том, что после того, как монголы взяли Чернигов осенью 1239 г. Ярослав захватил семью Михаила Черниговского в Каменце, однако причины этого поступка умалчиваются.
Смерть Ярослава и послание римского папы
В 1243 г. Ярославу поступило предложение, от которого ему никак нельзя было отказаться – хан Батый вызвал его в Орду. Первым из русских князей. Там же его утвердили на Владимирском и Киевском престолах. С этого момента и в ближайшие сто лет татары будут давать ярлыки на княжение русским князьям и устранять тех, кто попытается занять престол без их разрешения.
В 1245 г. Батый снова вызвал Ярослава, а затем послал его в столицу Монгольской империи, Каракорум. В 1246 г. русский князь стал свидетелем воцарения великого хана Гуюка. Вернуться домой благополучно, однако, Ярослав не смог. Как считается, его отравила Туракина, вдова хана Угэдея и мать Гуюка (хотя ряд историков считает, что Ярослав умер по естественным причинам, от болезни, ведь монголы могли бы просто казнить его в любой момент).
В истории Ярослава, однако, осталась ещё одна важная вещь. В январе 1248 г. римский папа Иннокентий IV отправляет его старшему сыну, Александру Невскому, интересное послание, в частности:
«Воистину, как узнали мы из доклада дражайшего сына нашего, Джованни да Плано Карпини, инока ордена Малых братьев, нашего поверенного в делах татарского племени, отец твой, стремясь облечься в нового человека, на глазах у рыцаря Жемера, советника его, смиренно и преданно вверил себя послушанию Римской Церкви, матери его, кою представлял сей брат. Сие было бы незамедлительно оглашено, если бы столь внезапная, сколь и счастливая, смерть не похитила его».
Иннокентий предложил Александру, таким образом, последовать примеру своего отца, и, что не менее важно, возможную помощь в борьбе с татарами. Так что, неужели перед смертью Ярослав принял католичество? Русские летописи ничего не сообщают об этом событии (но, возможно, потому что оно компрометирует Ярослава?). Однако и сам Карпини в своей книге умалчивает об этом разговоре.
Несмотря на то, что вероятность того, что Ярослав мог попытаться найти возможных союзников в борьбе с монголами среди тевтонов, существует, она, тем не менее, очень маленькая. В течение долгих лет Ярослав Всеволодович боролся против немецких и литовских рыцарей. От монгольских ханов Ярослав же получил ярлык на княжение. Когда братья просили помощи в борьбе со степняками, он их проигнорировал. Куда вероятнее звучит версия, что Иннокентий неверно воспринял последние слова умирающего. Тем более, что общался Карпини с русским князем через переводчика, рыцаря Жемера, который сам мог ошибиться с переводом и интерпретацией последней воли Ярослава.
О том, как ответил Александр папе, к сожалению, нам неизвестно. А вот от папы есть и второе послание, датированное сентябрём того же года, в котором Иннокентий, расточавшийся в благодарностях, хвалит новгородского князя за то, что тот «предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове [то есть Пскове] соборный храм для латинян». Католичество Александр, конечно, тоже не принял, но тот факт, что он решил построить в Пскове католический храм, говорит о многом.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!