Путешествие является общим источником вдохновения для многих художественных творений. Не только смена обстановки, но и знакомство с различными культурами и традициями омолаживает ум. Поездка The Beatles в Индию была одним из таких творческих стимулов, которые ознаменовались гиперпродуктивной фазой в их десятилетней карьере.
Квартет, возникший в судьбоносные 1960-е годы, слишком быстро поднялся на вершину успеха. Как позднее заявил Пол Маккартни в многочисленных интервью, всегда непринужденная компания The Beatles оказалась во главе культурного сектора движения прежде, чем они успели что-либо осмыслить. Было бы ложью утверждать, что они не пользовались плодами своей бешеной популярности, но у славы есть свои требования, и главная из них - идти на компромисс касаемо частной жизни. Регулярно попадая в засаду, организованную папарацци и постоянно давая интервью СМИ, группа жаждала свежего воздуха и душевного спокойствия.
Идея поездки в Индию пришла им в конкретизированной форме, когда в августе 1967 года они посетили семинар духовного гуру Махариши Махеш Йоги по Трансцендентальной Медитации в Бангоре, Уэльс. Давнее очарование Джорджа Харрисона Индией и ее культурой стало дополнительным аргументом в пользу поездки. «У нас есть все деньги, о которых мы могли когда-либо мечтать. У нас есть известность, о которой мы когда-либо мечтали. Но разве в этом любовь? Здорово ли это? Разве таков внутренний мир?» - сказал Харрисон Зальцману. Западное общество не одобрило эту идею. Однако участники твердо решили совершить путешествие в далекую и загадочную Индию.
К группе путешественников присоединились жены Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, девушка Маккартни, Донован Лейтч, Миа Ферроу, Майк Лав, бывший дорожный менеджер Мэл Эванс, а также несколько других друзей и членов семьи. Огромная команда репортеров также следовала за группой, намереваясь выследить их отступление, но их держали за оградой ашрама. Согласно рассказу Донована, первая встреча с йогом прошла в неловкой тишине, пока Леннон не совершил одну из своих выходок и не похлопал йога по голове, сказав: «А вот и хороший маленький гуру».
Их дни были посвящены практике четвертой стадии из семи шагов сознания, которая была «чистой» трансцендентальной медитацией. Как бы мистически это ни звучало, основа этой практики была скорее научной, чем религиозной, с целью развития концентрации и бдительности. Одетые в традиционную одежду, купленную на близлежащих индо-тибетских рынках Муссури и Дехрадуна, они приспособились к духовному индийскому образу жизни - жизни, которая сосредоточена на не привязанности к материальному миру, который является не чем иным, как майя (иллюзией). Практика медитации вызвала здоровую конкуренцию между участниками группы, которые пытались превзойти друг друга. Иногда по вечерам они слушали журчащую поблизости реку или собираемые ими кассеты ситаров, а иногда пели в комнате Харрисона, который сидел с фисгармонией.
Время, проведенное в ашраме, всколыхнуло их артистическое чутье, вдохновив на написание более тридцати песен. Как позже сказал Леннон: «Мы написали вместе около тридцати новых песен. Пол, должно быть, сделал около дюжины. Джордж говорит, что у него шесть, а я написал пятнадцать. И посмотрите, что медитация сделала с Ринго - спустя столько времени он написал свою первую песню». Большинство песен вошло в их альбом 1968 года, широко известный как The White Album, единственный двойной альбом Битлз.
Однако опыт в ашраме участниками группы был встречен с разной степенью интереса. Леннон и Харрисон определенно были звездными студентами, в то время как Маккартни и Старр боролись с различными отвлекающими факторами. «Судя по тому, с каким темпом движется Джордж, к сорока годам он будет летать на волшебном ковре», - сказал Леннон. В то же время жена Леннона Синтия отметила, что ее муж был «евангелистом в своем энтузиазме по отношению к Махариши» и стал «все более холодным и отчужденным» во время процедуры медитации. Скучая по их чопорной жизни, Старр и его жена покинули ашрам 1 марта, а позже в том же месяце Маккартни, скучавший по суете общественной жизни.
Отъезд Леннона и Харрисона 11-12 апреля пропитан глубокими противоречиями, которые не следует подвергать легким дискуссиям. Напряженность нарастала с приходом Мардаса, который, как утверждалось, строил различные планы против йога. Но поводом к отъезду послужила жалоба Мии Фэрроу на неподобающее поведение Махариши с ней и, вероятно, с другими ученицами. Хотя в других версиях говорилось, что Махариши попросил их уйти, потому что были нарушения в ашрамском протоколе, который запрещал наркотики и алкоголь. Позже Битлз заявили, что серьезные обвинения против Махариши были ложными, что сделало все событие сложным и проблематичным на разных уровнях.
Ашрам, ставший свидетелем такого примечательного визита, теперь стоит изолированно и полуразрушенно в объятиях Гималаев, напоминая старуху, которая наполняла теплом случайных посетителей и рассказывала небылицы о былых временах. Расположенный в штате Уттаракханд, Ришикеш - это первозданная красота, сидящая на коленях священной реки Ганг и скрытая от глаз мира огромными покрытыми снегом Гималаями Гарвал и пышным зеленым лесом. Ашрам, заброшенный Махариши в 1970-х годах, назывался «Чаураси Кутия», что означает 84 хижины, принадлежащие его сложной структуре.
На какое-то время отель стал жертвой государственной политики, но, тем не менее, сохранил свою вычурную атмосферу. С 1990 года это место знаменитых граффити, где нарушители украсили стены как дань уважения Битлз. Воодушевленное уличным художником Паном Тринити Дасом, правительство после первоначальных колебаний в 2015 году официально открыло ашрам для публики. В феврале 2016 года в рамках проекта наскальной живописи в ашраме Битлз, Дас вместе с четырьмя другими художниками создал фрески в помещении, которое ранее было лекционным залом ашрама.