Найти в Дзене
Людмила Филаткина

Могут ли российские леса быть частными?

Стали известны инициаторы запрета на развитие лесоводства на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. Вот, что к примеру написал депутат Государственной Думы Николаев. Николаев в своем телеграм-канале: "мы достучались - постановление будет изменено"

Судя по публичным выступлениям, претензий к действующей редакции постановления № 1509 у него три.

Во-первых, то, что владелец неиспользуемой сельхозземли может заявить о выращивании лесов и отделаться от претензий Россельхознадзора. Действительно, может, и это правильно: земли, пустующие в течение уже двух-трех десятилетий, вновь вернутся в продуктивное хозяйство - лесоводство, дадут людям работу и средства к существованию; это может не нравиться депутатам, но для большинства людей и для страны это хорошо.

Во-вторых, то, что постановление создало лазейку для легализации через сельхозземли любого объема незаконно заготовленной древесины. Это просто неправда: на самом деле, такая лазейка была (наглядный пример - огромные рубки в верховьях реки в 2018 году Москвы под предлогом "расчистки сельхозугодий", и многие другие в разных регионах страны). Постановление 1509 в действующей редакции, хоть и не закрыло ее целиком, но сильно ограничило, введя требования к учету, маркировке, транспортировке и декларированию сделок с древесиной с земель сельхозназначения в соответствии с требованиями лесного законодательства. А предлагаемая новая редакция фактически открывает ее обратно.

В третьих, что "постановление по сути вводит частную собственность на леса", а "такое системное политическое решение явно не может приниматься просто решением Правительства". И в связи с этим депутат Николаев заявляет о подготовке парламентских слушаний на тему "могут ли российские леса быть частными?". И вот это - большое и очень опасное лукавство.

-2

Дело в том, что значительная часть земель сельскохозяйственного назначения, особенно в густонаселенных районах с благоприятным климатом, уже находится в частной собственности. По данным Государственного доклада "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году", по состоянию на 1 января 2020 года в собственности граждан находились 106 630,9 тыс. га сельхозземель (27,9% от их пощади в России), и в собственности юридических лиц - 20 915,6 тыс. га (5,5%). А растущие на частных землях сельскохозяйственного назначения леса тоже являются частными ("если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения" - ст. 261 Гражданского кодекса РФ).

В этой же статье говорится, что собственник земельного участка вправе использовать это все по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законами - а вот требования законов по поводу лесов на сельхозземлях противоречивы. Статья 123 Лесного кодекса предусматривает существование и освоение таких лесов - а статья 78 Земельного кодекса не предусматривает возможность использования сельхозземель для лесоводства. До принятия прошлогоднего постановления № 1509, а также связанного с ним постановления № 1482 о признаках неиспользования сельхозземель по целевому назначению, за сам факт существования самовольно выросшего или выращенного леса на земле сельхозназначения собственник мог быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, а земельный участок изъят. Эти два постановления частично исправили ситуацию - позволили, при соблюдении некоторых формальностей, лесу на сельхозземле быть, а собственнику - его выращивать без опасения, что его за лес оштрафуют, а землю отберут.

Таким образом, частные леса на землях сельскохозяйственного назначения в России уже есть, и очень давно - со времени массовой приватизации сельхозземель в начале девяностых. Однако, до принятия правительством прошлогоднего постановления № 1509, собственник земли имел право только уничтожать такие леса, и даже был обязан уничтожать - а сохранять и выращивать права не имел.

То есть вопрос, если говорить о постановлении № 1509, не о том, появятся или не появятся в России частные леса (они на самом деле появились за три десятилетия до выхода этого постановления), а в том, получит ли собственник право не только уничтожать эти леса, но и сохранять и выращивать.

Действующая редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 позволяет выращивать, сохранять и использовать леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения; а предлагаемая новая редакция - только уничтожать, или, в отдельных случаях, по разрешению специальной комиссии-"тройки", использовать для заготовки древесины, потом уничтожать оставшееся.

Но опасность инициативы Николаева не только в этом. Действующая редакция постановления 1509 позволяет выращивать частные леса вообще без приватизации государственной собственности - на тех землях, которые уже десятки лет принадлежат гражданам или организациям. И это очень важно: не растаскивать оставшуюся государственную земельную и лесную собственность, а налаживать эффективное хозяйство на той, которая уже была приватизирована давно.

Депутат Николаев почему-то отвергает этот подход, и затевает новую дискуссию по поводу того, могут ли российские леса быть частными. Возникает вопрос: если вариант развития лесоводства на землях и в лесах, уже находящихся в частной собственности, ему не нравится - не для того ли затевается эта дискуссия, чтобы в очередной раз подступиться к разделу и приватизации государственных лесов? В прошлый раз такая попытка была предпринята в 2004-2005 годах, при подготовке проекта нового Лесного кодекса РФ. Похоже, что в ближайшее время она может повториться еще раз.

Очевидно, что если попытка приватизации государственных лесов и земель лесного фонда будет предпринята сейчас, основная часть приватизированного окажется в руках организаторов-приватизаторов или контролируемых ими коммерческих структур, а основными проигравшими сторонами окажутся страна и большинство ее граждан. Поэтому от идеи приватизации лесов, растущих сейчас на землях лесного фонда, однозначно надо отказаться по меньшей мере на ближайшую пару десятилетий, а скорее и на более долгий срок. А развивать частное лесоводство надо на тех землях, которые уже принадлежат гражданам и организациям, или могут им принадлежать по действующему законодательству.

Что делать?

Победить эту инициативу депутатов и Минприроды будет непросто.

Пока важно воспользоваться теми возможностями, которые дает нам сайт regulation и процедура публичного обсуждения проектов нормативных актов. Возможностей таких две (и обе работают только в том случае, если ими воспользуется множество людей - сотни, а лучше тысячи) - это оставление так называемых "дизлайков" (отрицательных отметок) и комментариев по сути документа. Ниже приводится краткая инструкция, как это сделать.

Если вы уже зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru

Зайдите на сайт
regulation.gov.ru , выберите в верхнем меню кнопку "Личный кабинет", и в выпадающем меню - опцию "Войти". В открывшемся диалоговом окне введите свои данные (адрес электронной почты и пароль), поставьте галочку в окошке "оставаться в системе", и нажмите кнопку "Вход". После этого вы будете перенаправлены на страницу сайта "Рабочий стол", которая сама по себе не нужна.

Не выходя из системы, еще раз перейдите
по ссылке на проект , или вручную введите в адресную строку regulation.gov.ru/projects#npa=113069 - и вы попадете на страницу как раз этого проекта Минприроды. На этой странице нажмите в верхней части экрана на красную кнопку с опущенным вниз пальцем - количество отображаемых рядом с ней "дизлайков" сразу должно увеличиться на один.

Если вы не зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru:

Зайдите на сайт
regulation.gov.ru выберите в верхнем меню кнопку "Личный кабинет", и в выпадающем меню - опцию "Регистрация". В открывшемся диалоговом окне введите требуемые данные (адрес электронной почты, пароль для сайта regulation, фамилию, имя), нажмите на кнопку "Отправить". Вам на указанный адрес почты придет сообщение от сайта regulation со ссылкой, по которой надо перейти - после этого вы будете зарегистрированы на сайте.

Не выходя из системы, еще раз перейдите
по ссылке на проект , или вручную введите в адресную строку regulation.gov.ru/project#npa=113069 - и вы попадете на страницу как раз этого проекта Минприроды. На этой странице нажмите в верхней части экрана на красную кнопку с опущенным вниз пальцем - количество отображаемых рядом с ней "дизлайков" сразу должно увеличиться на один.

Примечание. Сайт regulation иногда работает неустойчиво, и отдельные его функции могут не срабатывать - в этом случае просто подождите, или зайдите в другой раз через какое-то время.

Если вы хотите оставить комментарий по сути документа

Зарегистрировавшись и (или) войдя в систему, как описано выше, перейдите
по ссылке на проект , или вручную введите в адресную строку regulation.gov.ru/projects#npa=113069 . Во второй колонке слева выберите опцию "Ваши предложения", и на открывшейся новой странице - раздел "Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями", кнопку "Добавить". В появившемся диалоговом окне напишите свой текст или вставьте туда предлагаемый наш, если он вас устраивает, и нажмите кнопку "Сохранить".

Предлагаемый текст комментария, который можно скопировать в эту форму:

Проект изменений в постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 вводит фактический запрет на использование заброшенных земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства, поскольку жестко ограничивает срок такого их использования десятью годами, после чего требует возвращение земли в сельскохозяйственный оборот. За десять лет вырастить лес невозможно, а выращивать его с целью дальнейшего уничтожения и расчистки земли - бессмысленно.

В случае принятия этого проекта, единственным реально возможным способом использования лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, станет их вырубка с последующим возвращением земли в сельскохозяйственный оборот, или с имитацией действий по возвращению земли в сельскохозяйственный оборот. Проект создает условия для легализации бесхозяйственной хищнической рубки наиболее ценных лесов на сельхозземлях, в том числе бывших колхозных и совхозных лесов, имеющих спорный или двойной статус (по одним документам растущих на землях лесного фонда, по другим - на сельхозземлях).

Проект прямо противоречит статье 123 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность существования лесов на землях сельскохозяйственного назначения (без ограничения срока), а также ведет к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Проект в целом направлен на исключение возможности использования земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства и на уничтожение растущих на этих землях лесов, и не может быть исправлен отдельными поправками. В связи с этим принятие данного проекта и его концептуальных основ совершенно недопустимо.

Леса
8465 интересуются