Все в курсе, что услуги нотариуса, как и любого другого профессионала, стоят определённых денег и подлежат оплате. Однако не все знают, что есть целый ряд полезных нотариальных услуг, которые нотариус предоставляет любому обратившемуся к нему лицу абсолютно бесплатно, без взимания какой бы то ни было оплаты за их оказание. Разобраться, какую именно нотариальную помощь можно получить безвозмездно, то есть даром, не заплатив ни рубля, вам поможет наш информационный материал.
В процессе своей деятельности нотариус осуществляет очень широкий спектр различных услуг, одни из которых подлежат обязательной оплате, стоимость других уже заложена в стоимость нотариального действия и отдельно не оплачиваются. Но есть и такие, оплата которые вообще не предусмотрена и их оказание для граждан и в целях защиты их прав является бесплатным.
Для удобства, услуги, оказываемые нотариусом без взимание за них оплаты мы разобьём на несколько групп.
Группа №2: Бесплатные услуги, оказываемые вне рамок нотариального действия после их совершения.
7. Осуществляют внесение информации в единую электронную базу регистрации нотариальных действий и проставляют машиночитаемую маркировку (QR-код) для проверки сведений о совершённом нотариальном действии.
QR-код — это машиночитаемая маркировка, которая будет размещаться в правом нижнем углу нотариального документа. Каждый QR-код уникален, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях или их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса, нотариальный округ нотариуса. Убедиться в подлинности нотариального документа с помощью QR-кода очень просто: подойдет любое сканирующее устройство (удобно использовать приложение на смартфоне). Для проверки необходимо навести сканер на маркировку, далее на экране появится ссылка, содержащая реквизиты нотариального документа — ФИО заявителей, дата совершения нотариального действия и другие, сведения откроются по этой ссылке. Достаточно сверить информацию из текста документа с данными QR-кода, чтобы убедиться в его достоверности. QR-код нет смысла каким-либо образом копировать или фальсифицировать: попытка сгенерировать код в другой программе и нанести на подделываемый документ не пройдет, поскольку такая подмена вскроется при проверке, для этого предусмотрен второй этап. Так как сведения о каждом нотариальном действии вносятся нотариусом в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата, то проверка по QR-коду, у которого есть уникальный идентификационный номер, автоматически установит и сообщит — есть ли документ с такими реквизитами в нотариальной базе данных*. Если документ зарегистрирован в системе — перед вами не подделка.
Появление QR-кодов на нотариальных документах также делает бессмысленным существование криминального «рынка» поддельных нотариальных бланков — такие подделки и ранее при их предъявлении моментально выявлялись нотариусами или государственными органами, если они направляли запрос в ЕИС нотариата. Теперь же практически любой человек сможет самостоятельно установить подлинность нотариального документа, и покупка поддельного бланка с поддельной печатью нотариуса никак не поможет обойти закон.
8. Осуществляют внесение информации в единую базу наследственных дел и извещение всех потенциальных наследников путём опубликование информации об открытии наследственного дела.
Ежедневно нотариат помогает десяткам тысяч человек посредством своих публичных онлайн-сервисов. При этом правовая помощь в этом случае предоставляется не только совершенно бесплатно, но и "по месту требования" – ехать никуда не нужно, достаточно открыть браузер на имеющимся под рукой гаджете.
Сервис поиска наследственных дел помогает за несколько секунд выяснить, какой нотариус ведет дело интересующего вас наследодателя и где находится необходимая нотариальная контора.
9. Осуществляют внесение информации в единую базу завещаний
Очень важно отметить, что работа по внесению всех оформленных завещаний как в настоящее время, так и до введения общей электронной базы завещаний (а это завещания, в том числе периода СССР) осуществляется каждым нотариусом индивидуально и занимает очень много времени, и что обеспечивается эта работа нотариусами за собственный счет.
При этом, лицо, обратившееся к нотариусу по вопросу оформления и удостоверения завещания получает данную услуг совершенно бесплатно, не оплачивая её отдельно, что является дополнительной гарантией защиты его прав и интересов как завещателя и обеспечивает сохранность сведений о факте совершения такого завещания на будущее время.
10. Осуществляют внесение информации в единую базу выданных и отменённых доверенностей.
Ежедневно нотариат помогает десяткам тысяч человек посредством своих публичных онлайн-сервисов. При этом правовая помощь в этом случае предоставляется не только совершенно бесплатно, но и "по месту требования" – ехать никуда не нужно, достаточно открыть браузер на имеющимся под рукой гаджете.
Сейчас на портале Федеральной нотариальной палаты в режиме 24/7 работают сразу несколько уникальных бесплатных ресурсов, три из которых наиболее востребованы у населения:
Сервис проверки доверенностей позволяет убедиться в том, что предъявляемый вам документ реально когда-то удостоверялся нотариусом и впоследствии не был отменен доверителем
Благодаря тому, что нотариусы осуществляют внесение информации в единую электронную базу регистрации нотариальных действий и оказывают гражданам эту услуги без взимания никакой дополнительной оплаты, лица, обращающиеся к нотариусу за оформлением доверенностей или оформлением распоряжения об её отмене — получают также ещё одну бесплатную услугу, которая является дополнительной гарантией защиты их прав и интересов как доверителя и обеспечивает сохранность сведений о факте оформления на будущее время.
11. Ведение единой базы залогов движимого имущества.
Ежедневно нотариат помогает десяткам тысяч человек посредством своих публичных онлайн-сервисов. При этом правовая помощь в этом случае предоставляется не только совершенно бесплатно, но и "по месту требования" – ехать никуда не нужно, достаточно открыть браузер на имеющимся под рукой гаджете.
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества полезен, прежде всего, для тех, кто собрался приобретать движимое имущество, в том числе автомобили, и не хочет выплачивать долги прежнего владельца.
Этот реестр - единая база данных, куда вносятся сведения о залогах почти любого движимого имущества: автомобилей, спецтехники, оборудования, товаров в обороте, ценных бумаг, для которых не предусмотрен иной способ учета залогов и имущественных прав. Задача реестра - помогать заинтересованным лицам в области залоговых отношений и защищать права залогодержателей и добросовестных приобретателей движимого имущества.
12. Передаёт документы на регистрацию в Росреестр, выданные в рамках наследственного дела в отношении любых объектов недвижимости.
Нотариус, выдавший свидетельство на основании которого подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган регистрации прав. Нотариус, совершивший нотариальное действие, получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, документы, выдаваемые органом регистрации прав, и передает их указанным лицам. Всё это нотариус осуществляет бесплатно, то есть без взимания какой-либо дополнительной оплаты.
Удобство системы «одного окна», по которой много лет работают все нотариусы страны, уже оценили миллионы россиян. Но именно этот год показал, насколько такой формат взаимодействия с заявителем может быть полезен и за рамками стандартных процедур оказания правовой помощи, которой занимаются нотариусы. Вариант, когда за один визит в нотариальную контору можно решить сразу все вопросы — от непосредственно юридических до организационно-логистических, становится настоящим спасением в ситуации, когда лишний шаг на улицу или контакт с людьми может угрожать здоровью человека и его близких.
С предсказуемым обострением эпидемиологической ситуации с коронавирусом в ряде регионов страны сокращение числа посещений общественных мест, организаций и разного рода учреждений вроде МФЦ, где всегда многолюдно, становится особенно актуальным. Вместе с тем у многих остаются задачи, которые просто нельзя откладывать
13. Передаёт документы на регистрацию в Росреестр по любым сделкам (если законом или договором не предусмотрено иное).
Нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган регистрации прав. Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, документы, выдаваемые органом регистрации прав, и передает их указанным лицам. Всё это нотариус осуществляет бесплатно, то есть без взимания какой-либо дополнительной оплаты.
Если раньше подача документов в Росреестр при покупке квартиры была отдельной услугой и требовала оплаты, то с 2019 года она вошла в перечень обязательных работ нотариуса при удостоверении сделки и предоставляется заявителю безвозмездно. Кстати, аналогичная обязанность теперь закреплена за нотариусом и в рамках оформления наследственных прав.
Речь об ускоренной регистрации права собственности. Разумеется, сама по себе госрегистрация не входит в перечень компетенций нотариуса. Однако по закону нотариус наделен особым статусом заявителя, действующего от лица государства и предоставляющего заведомо достоверные сведения, не требующие проверки.
Что это дает новоиспеченному собственнику? Прежде всего – максимально короткие сроки регистрации. По закону документы, поданные нотариусом в электронном виде, должны быть готовы уже через 1 рабочий день после того, как Росреестр получит уведомление об оплате госпошлины.
Таким образом, выбрав для сделки нотариальную форму, покупатель недвижимости автоматически снимает с себя и вопрос регистрации прав – ему не нужно куда-то ехать самому, не придется ждать результата неделю и дольше, а риск возврата бумаг из-за какой-то ошибки при этом сведен к минимуму.
14. Передаёт документы на регистрацию в Федеральную Налоговую Службу (ФНС) в случае удостоверения договора отчуждения доли в УК ООО и в случае удостоверения заявления участника ООО о выходе из ООО.
В силу прямого указания закона — нотариус после удостоверения договора купли-продажи доли в УК общества или договора дарения, или договора мены — передаёт (направляет) весь пакет документов на регистрацию изменений сведений в Федеральную Налоговую службу (ФНС) без взимания какой-либо дополнительной оплаты. Иными словами — граждане получают услугу по мгновенной подачи документов в ФНС абсолютно бесплатно и, вместе с тем, им нет никакой нужды лично обращаться в ФНС для осуществления данных действий, что существенно экономит их время и денежные средства.
15. Передаёт сведения об удостоверенных договорах дарения и выданных "Свидетельствах о праве на наследство" в Федеральную Налоговую Службу.
Речь в соглашении идет о передаче сведений в налоговые органы о выданных свидетельствах о праве на наследство и удостоверенных договорах дарения, согласно пункту 6 статьи 85 Налогового кодекса РФ.
Информация в налоговую инспекцию отправляется нотариусом в виде архивного файла, содержащего все необходимые сведения и электронную подпись нотариуса. Затем «пакет» подписывается Федеральной нотариальной палатой в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии. Сведения об адресах физических и юридических лиц и объектах наследования должны передаваться в системе КЛАДР (ФИАС).
"БЕСПЛАТНО У НОТАРИУСА: За что не надо платить? (ч.1) ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ .
ЕСЛИ НАШ МАТЕРИАЛ БЫЛ ВАМ ИНТЕРЕСЕН, ОЦЕНИТЕ ЕГО, НАЖАВ ПАЛЕЦ ВВЕРХ!!!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦСЕТЯХ!