Сейчас мы выясним, что на самом деле происходит с валютой как с денежной единицей страны.
Деньги — товар
Начать разъяснение, пожалуй, стоит с того, что валюта, будь то рубль, доллар или евро — это товар. Такой же, как и прочие. И этот товар продаётся и покупается. А когда товар покупается? Правильно, когда он чем-то привлекателен и для чего-то кому-то нужен. Вот, например, сахар или конфетки-шоколадки. Ведь взрослые, а дети особенно, обожают сладкое. Нарисуйте такую картину для ребёнка: он в магазине берёт с полки упаковку лакомства и идёт пробивать чек на кассе. Заплатил — съел и получил удовольствие (да-да, конечно, в меру!). А тот, кто произвёл такой продукт, положил в карман деньги после продажи своего товара.
Так и рубль. Если найдутся на него покупатели, то купят. И приобретают, естественно! Но не так, как нам бы хотелось. Почему? Потому что Россия больше закупает за границей — импортирует, чем туда продаёт — экспортирует. Вся штука в том, что вместе с импортированными товарами и услугами мы покупаем валюту той страны, где «затариваемся» и создаём на эту валюту спрос. В то же время ослабевает наша родная денежная единица. И тогда в одном долларе «накапливается» более 70 рублей. Или, не дай бог, более 80.
Вывод: за границу надо продавать больше чего-то своего, чтобы там вместе с товарами и услугами больше покупали российскую валюту. И правительство РФ как раз над этим работает, создавая соответствующие программы.
Лучше, когда ближе к нулю
Безусловно, существует ещё масса других причин, влияющих на курс национальной валюты, в нашем случае — рубля. И чтобы курс был стабильным, не обойтись без роста производства, небольшой инфляции, малого количества безработных и стабильного притока иностранных инвестиций (денег).
На курс рубля влияют не только внутренние, но и внешние факторы: состояние мировой экономики и политики (выборы в какой-то стране, громкие скандалы и заявления). Да даже пресловутая пандемия коронавируса. Впрочем, не «даже», а ещё как! Правда, Россия оказалась лучше многих других стран подготовлена к «коронному удару». К этому моменту у нас был низкий уровень внешнего государственного и частного долга, а сохранить некую устойчивость национальной валюты позволили накопленные ресурсы Фонда национального благосостояния.
Однако вернёмся к национальной валюте в мире. Тут есть парадокс: слишком крепкий её курс — не совсем благо для экономики. Посмотрим на примере Китая. Эксперты заметили, что когда курс китайской валюты — юаня — повышается, то сразу растут цены на товары, выставленные в одном популярном онлайн-магазине Поднебесной. В результате товары эти проигрывают зарубежным конкурентам.
Так что лучший торговый баланс для страны — это когда он близок к нулю. То есть общая стоимость того, что продали за границу, и того, что там купили, приблизительно одинакова. Тогда и курс валюты будет стабильным.
Плывём по курсу
Надеюсь, про рубль и доллар с евро — всё понятно. К слову, в советские времена американский доллар стоил... 86 копеек! Но тот курс был скорее идеологическим, чем экономическим. И поддерживало его на таком уровне государство. Искусственно.
У нас аж до 2014 года был фиксированный курс, поддерживаемый государством, но с тех пор — плавающий. Центробанк России сегодня не контролирует курс, и «плавание» рубля регулируется исключительно рынком.
А каково соотношение других денег к американскому доллару — резервной мировой валюте? Сейчас на планете более 250 стран и около 160 разных валют. Посмотрим информацию о некоторых. Понятно, что данные постоянно меняются, но в среднем это будет выглядеть так.
В одном долларе США:
- 2,6 белорусских рубля;
- 7,5 турецких лир;
- 6,82 китайских юаня;
- 104,82 албанских пека;
- 4 108,5 камбоджийских риеля.
Да, разница в курсах просто громадная. Но королём среди всех валют мира считают швейцарский франк, постоянно растущий по отношению к деньгам других государств. Вот, скажем, в декабре 2020 года в 1 USD (американском долларе) содержится 1,1104 CHF (швейцарского франка).
Так почему в мире нет единой валюты? Потому что нет товара, который бы смог обеспечить всех на свете. Ну и потом, для этого нужны единые законы для более чем семимиллиардного населения Земли и единый банк. Словом, надо просто всем людям договориться. Но пока они не спешат этого делать.
Задание
А мы снова займёмся математическими действиями. Пересчитывать в американских долларах рублёвые покупки ваш ребёнок уже научился. Но почему бы теперь не попробовать сделать то же самое в других валютах? Скажем, в евро, белорусских рублях, турецких лирах, камбоджийских риелях или швейцарских франках.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи – впереди много интересного!