Поклонение иудеев идолам и использование языческих обычаев в поклонении были неугодны Богу. Библейский Бог — Бог ревнитель (Исх. 20:3-5) и единственный истинный Бог. Только Ему нужно поклоняться и только так, как определил Он.
Перефразируя Втор. 6:13 и 10:20, Иисус сказал: "Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4:10). Все другие боги исключаются. Поклонники должны поклоняться только Богу и делать лишь то, что Он велит. Моисей предупреждал:
«Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор. 6:14, 15).
ГРАНИЦЫ ПОКЛОНЕНИЯ
Бог открыл через Моисея, что израильский народ должен соблюдать "все постановления Его и заповеди Его" (Втор. 6:2). Это означает, что они должны были исполнять всё и не менее того, что заповедал Бог. Они должны были не выбирать на своё усмотрение то, что им понравится, а соблюдать каждую заповедь, открытую в Божьем законе.
Кроме того, Израиль должен был соблюдать только то, что заповедал Бог. "Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево" (Втор. 5:32). Слово "так" здесь подразумевает "только так". Они должны были соблюдать только то, что повелел Бог. Эта весть повторялась множество раз Израилю и предназначалась также для израильских царей (Втор. 17:20; 28:14; Иис. Н. 1:7; 23:6; Прит. 4:27).
Им запрещалось прибавлять к Божьим заповедям или убавлять от них. "Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам заповедую" (Втор. 4:2; см. также 12:32; Прит. 30:6).
Бог четко запретил людям как прибавлять к Его заповедям, так и убавлять от них. Это нужно было для того, чтобы гарантировать соблюдение Его заповедей (Втор. 4:2). Любые прибавления к заповеданному Богом были людскими предпочтениями, а не Божьими заповедями. Всякий, кто соблюдал прибавления, не повиновался Богу. Всякий, кто убавлял от Божьих заповедей, не соблюдал Божьих требований в полном объеме и потому не повиновался Богу.
Тех, кто вступил в новый завет, Иисус учил тем же принципам. Он сказал, что Его последователи должны учить становящихся Его учениками "соблюдать всё, что Я заповедал вам" (Мф. 28:20). Он сказал, что никто не должен прилагать к книге Откровение или отнимать от неё (Отк. 22:18, 19). Некоторые заявляют, что это относится только к Откровению. В контексте так оно и есть, но разве Бог эту книгу ставит выше других книг Библии? Неужели прибавлять к книге Откровение или отнимать от неё нельзя, а прибавлять к другим Писаниям или отнимать от них можно?
Говоря о "благовестии", которое должно включать христианские принципы (1 Тим. 1:9-11), Павел пишет, что благовествующим иное "да будет анафема" (Гал. 1:8, 9). Иоанн, касаясь этого вопроса, утверждает: "Всякий, преступающий учение Христа и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христа имеет и Отца и Сына" (2 Ин. 9). Иисус заявлял, что поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему "в духе и истине" (Ин. 4:24). Бог установил границы, и те, кто ищет спасения, должны оставаться в этих границах (Евр. 5:9). То же относится и к тем, кто хочет поклоняться Ему правильно.
Кто вводит в поклонение порядки, о которых Бог ничего не сказал, намекают на то, что Бог открыл не всё, что мы должны использовать в поклонении. Такая позиция отрицает полноту Божьего откровения.
ПОКЛОНЕНИЕ В ИСТИНЕ
Поклонение при новом завете должно происходить в соответствии с истиной, которую открыл Иисус. Самарянка, встретившая Иисуса у колодца Иакова, спросила Его о месте поклонения. Самаряне поклонялись на горе Гаризим, а иудеи — в Иерусалиме.
Иисус сказал, что правильно поклоняться в Иерусалиме. В связи с иудейской практикой богослужения о поклонении самарян Он сказал: "Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ибо спасение от иудеев" (Ин. 4:22). Если истинные поклонники будут поклоняться "в духе и истине" (Ин. 4:23, 24), то скоро произойдут перемены. Поклонение должно быть в духе и истине. Никакие варианты не допустимы. Смысл сказанного ясен: самаряне не были истинными поклонниками. Они верили в того же Бога, что и иудеи, но поклонялись не в том месте.
Как определить истину? Истина была открыта через Иисуса (Ин. 1:14, 17). Постоянно пребывая в учении Иисуса, мы можем "познать истину" (Ин. 8:32). Поскольку слова Иисуса от Бога (Ин. 7:16; 12:49, 50; 14:24; 17:8), то они суть истина (Ин. 17:17). Те, кто от истины, слушают голос Иисуса (Ин. 18:37), потому что "истина в Иисусе" (Еф. 4:21).
Теперь мы видим, что Иисус принес истину, и истина в Нем; эта истина — в Божьем Слове. Кроме того, вся истина открыта через Духа. Поэтому всё, что мы делаем во время поклонения, ограничено рамками истины, в которой наставлял Иисус. Поклонение больше не увязано с учением Моисеева закона . Мы можем знать истину, если будем пребывать в словах Иисуса.
Не в соответствии с Моисеевым законом
Новозаветное поклонение не основывается на Моисеевом законе . Моисей передал закон; Иисус же принёс благодать и истину (Ин. 1:17). Эта истина относится и к христианскому поклонению. Даже если истина пришла не через Моисея, его учение не было ложным. Моисей передал точное представление, тень истины, которую принёс Иисус. "Закон [имеет] тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр. 10:1). Требования закона служили "образу и тени небесного" (Евр. 8:5). По этой причине христиане не должны своё поклонение основывать на том, чему учил и что практиковал Ветхий Завет. Если бы христианское поклонение основывалось на старом законе, тогда сегодня требовалось бы поклоняться, принося в жертву животных.
Жертва Иисуса наполнила содержанием тень кровавых жертвоприношений для прощения грехов. Библия говорит, что закон был исполнен и упразднён (Еф. 2:14, 15). А потому упразднены и формы поклонения при Моисеевом законе — включая жертвоприношения.
Живущие по новому завету будут судимы учением Иисуса (Ин. 12:48). Учение Иисуса не будет судить тех, кто жил при Моисеевом законе. Основанием их суда будет ветхий закон: "Те, которые под законом согрешили, по закону осудятся" (Рим. 2:12).
Для тех, кто жил при Моисеевом законе, критерий суда будет иным, нежели для тех, кто не под этим законом. Ветхий закон будет судить только тех, кто жил под ним. Он не будет судить тех, кто жил до его получения, всех язычников в период его действия (Рим. 2:14) и всех тех, кто жил и живёт после его упразднения (Евр. 10:9).
Последователи Иисуса должны обращаться к Нему за повелениями о поклонении. Требования Моисеева закона к поклонению неприемлемы для христиан. Основанием их суда будет не закон, а слова Иисуса (Ин. 12:48).
Закон содержал физические тени духовных реалий новозаветного поклонения. По новому завету поклонение должно быть в духе и истине. Вместо кровавых жертв христиане должны приносить Богу "духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1 Пет. 2:5).
Мы должны служить "в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 7:6; см. 2:29; 2 Кор. 3:6; Фил. 3:3). "Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр. 13:15).
Не в соответствии с совестью
Используя те или иные способы поклонения, не заповеданные Иисусом, многие люди оправдывают себя тем, что так было многие годы. Они считают, что если их совесть не беспокоит их, то ничего неправильного в их поклонении нет.
Слово "совесть", образованное с помощью предлога "со" (с) от существительного "весть" (ведать, знать), эквивалентно греческому синейдесис, что значит "с вестью", "со знанием". Совесть, являющаяся нашей личной "судебной системой", зависит от нашего знания. Если у человека добрая совесть, она одобряет его, когда он делает то, что считает правильным, и побуждает его делать выводы, основанные на вроде бы правильной информации. Если же у него недобрая совесть, то он не станет переживать, даже если делает что-то заведомо неправильное или извращает факты, чтобы потворствовать своим предубеждениям.
Павел думал, что ему нужно убивать христиан. Закон учил, что израильтян, поклоняющихся какому бы то ни было иному божеству, кроме Бога, должно предавать смерти (Исх. 22:20; Втор. 17:2-5). Павел убивал поклонников Иисуса с доброй совестью (Деян. 23:1; 24:16), так как думал (Деян. 26:9), что они поклоняются иному богу.
Наша совесть не будет тревожить нас, если мы думаем, что поступаем правильно, даже если мы не повинуемся Богу. Если наши мысли направляются Божьим Словом и мы исполняем то, что оно говорит, то результатом будет спокойная совесть. Совесть может тревожить нас, если мы делаем правильные вещи, а думаем, что поступаем неправильно. Недобрая совесть не станет докучать человеку, который живет вразрез с тем, что заведомо правильно.
Вместо того чтобы о правильности того или иного обряда судить с помощью совести, в качестве стандарта мы должны использовать Божье Слово (см. 1 Ин. 4:1, 6).
Не в соответствии с людскими традициями
Традиция, или предание (греч. парадосис), — это учение или практика, передающиеся из поколения в поколение. Следующие три теста помогут определить, хорошая это традиция или плохая: (1) каков её источник; (2) прибавляет она что-то к Божьему учению или отнимает; (3) относится ли эта практика к той области, где Бог сделал выбор.
Знать источник традиции очень важно. Если она от Бога, мы должны принять её. Если она от людей, мы можем принять её лишь в том случае, если она ничего не прибавляет в области, где Бог уже сделал выбор.
Иисус говорил книжникам и фарисеям о человеческих заповедях и традициях (преданиях):
"Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" (Мф. 15:3).
"«Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого... Вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, тому подобное" (Мк. 7:7-13).
Павел писал: "Смотрите, братья, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). В письме он просил Тита сказать старейшинам, чтобы они не внимали "иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины" (Тит. 1:14).
Цель христиан — следовать за Иисусом . Мы должны избегать людских обычаев, которых нет в Божьем учении.
Добрые традиции — это обычаи, которые пришли от Иисуса через апостолов и новозаветных пророков (Еф. 2:20; 3:5). Такие предания мы должны соблюдать (1 Кор. 11:1; 2 Фес. 2:15; 3:6).
Человеческие традиции неправильны, если они вступают в противоречие с Божьим выбором. Если Бог не указал Своего предпочтения, то о таком предании нельзя сказать ничего ни хорошего, ни плохого. Мы можем их исполнять на своё усмотрение. Хорошим примером является крещение. В крещении мы "погребаемся" (Рим. 6:4; Кол. 2:12). Если при этом мы погружаемся в воду, то делаем именно то, что избрал Бог. Окроплять — значит прибавлять человеческое предание, которое неприемлемо, потому что Бог избрал иное. Один традиционный способ погребения человека — погружать его в воду спиной. Как традиция, это приемлемо, но крещение так же будет правильным, если человек погружается в воду вперед, боком или как-то иначе.
Очень важно знать источник того или иного предания. Если оно от Бога, тогда обычай правильный. Соблюдать традицию неправильно, если она грубо вторгается в любую область, в которой Бог сделал Свой выбор.
ПОКЛОНЕНИЕ В ДУХЕ
Поклонение должно быть правильным не только по форме, но и по духу. Бог не только видит и слышит движение и мелодию уст, но и слушает музыку сердца. Внешние движения и жесты ни на мгновение не будут поклонением, если они не идут от души человека. Поклонение "должно" быть в истине, но оно также "должно" быть в духе (Ин. 4:23, 24). Даже если формы поклонения будут включать только то, что заповедал Бог, они будут бесполезны, если будут лишены духа.
Если бы Бог хотел только красивых звуков, то в месте собрания можно было бы исполнять только профессиональную музыку, молитвы и проповеди. Если бы Бог не был заинтересован в том, чтобы Ему поклонялись в духе, то члены общины могли бы оставаться дома и слушать церковные богослужения в записи, сделанной профессиональными исполнителями.
Бог хочет наших внешних выражений; но ещё больше Он желает участия в этом сердца. Павел писал, что христиане должны поклоняться, "назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, славя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф. 5:19). Наши действия могут быть угодны лишь в том случае, если мы тянемся к Богу из самых глубин наших сердец, а иначе все наши попытки тщетны и бесполезны.
Мы можем показать свою любовь к Иисусу, повиновавшись Его заповедям (Ин. 14:15, 21-23). Он велел апостолам наставлять учеников соблюдать все, что Он заповедал (Мф. 28:20).
Что это значит для нас — соблюдать всё, что Он заповедал? (1) Мы будем делать всё, что Он заповедал, не исключая ни одного повеления. (2) Мы не будем делать больше того, что Он заповедал. Всякое прибавление к тому, что Он заповедал, уже не есть то, что Он заповедал. (3) Мы не будем делать меньше того, что Он заповедал. Если мы делаем меньше, значит мы не соблюдаем всего, что Он заповедал. (4) Мы не будем изменять то, что Он заповедал. Если мы будем изменять, значит мы не будем исполнять то, что Он заповедал.
Апостолы исполнили повеление Иисуса учить Его последователей соблюдать всё, что Он заповедал. Лука писал о первых христианах: "И они постоянно пребывали в учении апостолов" (Деян. 2:42). Руководство для церковного поклонения дано в учении апостолов. Павел учил христиан "не мудрствовать сверх того, что написано" (1 Кор. 4:6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истинное поклонение должно осуществляться в установленных Богом рамках. Он хочет, чтобы Ему поклонялись в духе и истине. Мы не должны прибавлять к тому или отнимать от того, что Он заповедал, но должны ограничиваться простой красотой того поклонения, какое Он установил. Мы должны поклоняться, чтобы славить Бога, а не для того, чтобы производить впечатление на людей.