Найти тему

Принципы эффективного обучения

Как нужно учиться, чтобы не только получать максимум знаний, но и успешно их применять? Этот вопрос волнует многих. Ведь важно то, что мы имеем в результате обучения.

Рассмотрим некоторые принципы, которые позволяют сделать этот процесс максимально эффективным.

Первичность знаний

Начальные знания крайне важны для достижения результатов. Существует масса исследований, которые доказывают, что они влияют на то, как мы обучаемся — на скорость, понимание и запоминание большого объема информации. Это значит, что чем больше знаний мы накапливаем, тем эффективнее становится процесс обучения. Без хорошего теоретического и практического бэкграунда не будет достаточно эффективна и олимпиадная подготовка. Дальнейший вопрос лишь в том, как именно будет она осуществляться.

Качество запоминания

Простого поглощения большого количества информации недостаточно — она еще должна откладываться в памяти. Запоминания только ключевой информации, без углубления в смысл, — тоже. Похожая ситуация обстоит с аналогиями и метафорами: они помогают лучше запоминать материал, однако если они не углубляются в детали, то в них не так много толку.

Известный американский физик Ричард Фейнман, например, рекомендует
делать небольшие паузы во время чтения учебной литературы и резюмировать материал. Это помогает вникать в смысл прочитанного, что является ключевым при изучении и запоминании любого материала.

Сознательность

Одна из особенностей успешных учеников — адекватная оценка степени владение материалом. Они отдают себе отчет в том, что действительно поняли, а что только кажется понятым. В результате они разбирают свои возможные ошибки до момента их совершения, таким образом предотвращая их на контрольных, экзаменах и олимпиадах.
Помимо этого, они
четко понимают цели и мотивы образовательного процесса и поэтому подходят к нему со всей ответственностью.

Последовательность

Качественное усвоение материала не может быть осуществлено без соблюдения последовательности. Весь изучаемый материал должен идти от простого — к cложному, от теории — к практике, и быть разделенным на завершенные логические составляющие.

Пример последовательности: установка и изучение объекта и предмета научной области —> изучение основных фактов и теорий, связанных с ними —> раскрытие инструментария теории —> объяснение следствий —> демонстрация применения —> повторение усвоенного.

Практика, практика, практика

Единственный путь действительно хорошо освоить любой материал и подготовиться к любому важному испытанию по предмету — это практика. В результате нее усваивается 80-85% знаний.

Не секрет, что куда быстрее и лучше происходит запоминание предметов или реакций, представленных в натуре, нежели в словесной, устной или письменной форме. А
понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

Нельзя получить исчерпывающее представление о химической реакции только в теории. Поэтому успешные ученики используют все возможности для практического изучения предмета и тренировки полученных навыков.

Непрерывность работы

Люди обладают разными интеллектуальными способностями. Отчасти они зависят от генетики, но в большей степени это результат трудолюбия, качественной образовательной программы и непрерывной работы над собой.

Ни один высокий результат не был достигнут только благодаря способностям и таланту —
большая доля успеха всегда принадлежит труду. Знания как спорт: как только человек перестает их применять, они теряют былую форму. Поэтому для эффективного обучения нужно всегда держать их в тонусе и повышать его.