Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

C919 как китайская альтернатива дуополии Airbus и Boeing. Почему она так важна?

В 2008-м году китайское правительство создало Коммерческую авиастроительную корпорацию Китая (Comac) для проектирования и строительства узкофюзеляжного реактивного самолета C919. Большинство деталей в настоящее время импортируются от иностранных производителей, хотя Китай надеется произвести свой собственный местный двигатель для C919.

Что такое C919? C919 – это узкофюзеляжный реактивный самолет, строящийся Китайской коммерческой авиастроительной корпорацией (Comac), государственной компанией, базирующейся в Шанхае, чтобы конкурировать с Boeing 737 и Airbus A320.

Как разрабатывается C919? Корпорация Comac, сформированная в 2008-м году, занимается проектированием и строительством узкофюзеляжного самолета С919. Однако большая часть деталей импортируется от зарубежных производителей, включая двигатель, авионику, системы управления, связи и шасси. Согласно отчету, опубликованному в декабре 2020 года Центром стратегических и международных исследований (CSIS), базирующимся в Вашингтоне аналитическим центром, американские компании поставляют почти три пятых всех частей самолета.

Основные поставщики C919 . Стремление Китая к созданию собственного коммерческого реактивного самолета C919 раздуты, и никакой угрозы для Boeing или Airbus нет, считает Вашингтонский аналитический центр. Почти треть частей для него – из Европы, в то время как есть 14 китайских поставщиков, причем семь из них являются совместными предприятиями с иностранными фирмами. Среди зарубежных поставщиков такие фирмы, как американский General Electric и французский Safran, обеспечивающие поставку двигателей, американская фирма Honeywell, производящая систему управления полетом, и американская Rockwell Collins, производящая системы связи и навигации. General Electric также создала совместное предприятие с государственной корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC) в 2012-м году, чтобы сосредоточиться на разработке авионики для C919.

-2

Почему C919 так важен для Китая? Китай является одним из самых быстрорастущих рынков гражданской авиации в мире, и C919 – это амбициозная попытка страны произвести свой первый коммерческий реактивный лайнер для удовлетворения собственного растущего спроса. Успех проекта был бы экономически выгоден Китаю, поскольку он мог бы разрушить зависимость страны от дуополии, которой в настоящее время пользуются Boeing и Airbus, и потенциально продвинуть Comac в многомиллиардную авиационную промышленность.

Развитие C919 также совпадает с целью Китая сократить свою зависимость от иностранных технологий и увеличить инвестиции для достижения местных инноваций. К настоящему времени уже собрано три китайских пассажирских самолета С919 с тем, чтобы начать испытательные полеты до конца 2019-го года.

Разработка самолета была неотъемлемым элементом плана Made in China 2025 («Сделано в Китае 2025»), дорожной карты с 2018-го года, которая, как надеялся Пекин, поможет поднять свою высокотехнологичную промышленность на международный уровень. Правда, инициатива Made in China 2025 с тех пор официально преуменьшается Пекином из-за давления со стороны его ключевых торговых партнеров, включая США и Европейский союз, но Китай по-прежнему стремится увеличить свою независимость от внешнего производства ключевых компонентов, включая компьютерные чипы и системы управления.

C919 был также упомянут Председателем Си Цзиньпином в его докладе на 19-м Национальном конгрессе в 2017-м году, наряду с другими научными достижениями страны, как движущая сила «новой модели развития Китая».

Как американо-китайские отношения влияют на развитие С919? В то время как Китай был одним из крупнейших покупателей американской авиационной продукции, его государственные инвестиции в авиацию, включая покупку американских аэрокосмических компаний, вызвали тревогу в Вашингтоне. Национальная стратегия Пекина по «военно-гражданскому слиянию» – это политика, направленная на использование гражданских технологий для укрепления своего военного потенциала и развития, вызывает большую озабоченность у США.

В 2017 году Комиссия по обзору экономики и безопасности между Соединенными Штатами и Китаем – которая консультирует Конгресс США – заказала доклад, чтобы изучить, как китайское правительство развивало свой авиационный производственный бизнес и вытекающие из этого военные последствия. Согласно отчету, опубликованному в декабре 2020-го года вашингтонским аналитическим центром Центра стратегических и международных исследований (CSIS), американские компании составляют почти три пятых основных поставщиков C919.

В докладе, составленном корпорацией Рэнд, было также установлено, что общий объем инвестиций Китая в американские аэрокосмические компании за последнее десятилетие был относительно небольшим и включал в себя невысокие технологии. Были некоторые опасения по поводу передачи технологий через совместные предприятия, связанные с проектом C919, но в докладе также приводились слова экспертов о том, что риск был низким из-за ограничений экспортного контроля со стороны США.

Аэрокосмическая продукция является ценным экспортом для экономики США и неотъемлемой частью их национальной безопасности. Многие авиационные продукты подпадают под ограничения экспортного контроля США, включая CFM International LEAP, или Leading Edge Aviation Propulsion, двигатель, произведенный на совместном предприятии General Electric и Safran, который используется на C919.

Инвестиции Китая в американские авиационные компании также подлежат рассмотрению и утверждению Комитетом по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах. Комитет является межведомственной группой правительства США, которая рассматривает последствия для национальной безопасности иностранных инвестиций в американские компании или операции. Но поскольку отношения между Пекином и Вашингтоном испортились, правительство США ужесточило свои правила продажи авиационной продукции в Китай, что потенциально добавило препятствий для разработки C919.

В декабре 2020-го года Министерство торговли США опубликовало список «Военных конечных пользователей», охватывающий аэрокосмические компании из Китая и России, которые имели военные связи, а это означает, что им будет запрещено покупать широкий спектр американских компонентов и технологий. Хотя Comac в списке нет, в него были включены семь организаций, связанных с AVIC, которая владеет миноритарной долей Comac. 14 января 2021-го года Министерство обороны США добавило девять китайских компаний, включая Comac, в свой список «коммунистических китайских военных компаний».

Согласно более раннему указу, подписанному в прошлом году тогдашним президентом Дональдом Трампом, американским инвесторам было запрещено совершать определенные сделки с ценными бумагами, связанными с определенными листинговыми компаниями. Comac не является публичной компанией, но она продала облигации на китайском рынке ценных бумаг.

В своем заявлении Пентагон сказал, что он «полон решимости противодействовать стратегии развития Военно-гражданского слияния Китайской Народной Республики (КНР), которая поддерживает цели модернизации Народно-освободительной армии (НОАК), обеспечивая ее доступ к передовым технологиям и опыту, приобретенным и разработанным даже теми компаниями КНР, университетами и исследовательскими программами, которые кажутся гражданскими организациями».

Ранее в 2020-м году правительство США взвешивало, стоит ли отказывать General Electric в просьбе предоставить двигатели LEAP для C919. В конце концов, она одобрила лицензию на продажу реактивных двигателей после того, как президент Дональд Трамп заявил, что США не должны препятствовать компаниям поставлять реактивные двигатели и другие компоненты в Китай.

Каковы перспективы для C919? C919 совершил свой первый испытательный полет в 2017-м году, но еще не прошел сертификацию. Его главный конструктор У Гуанхай сообщил китайским СМИ в ноябре 2020-го года, что узкофюзеляжный реактивный лайнер должен получить сертификацию к концу 2021-го года после того, как регулирующий орган авиакомпании, Управление гражданской авиации Китая (CAAC), разрешил C919 начать процесс испытаний.

C919 начал проходить испытательные полеты в холодную погоду в декабре 2020-го года в далеком северном городе Хулунбуир, Внутренняя Монголия. Сообщается, что самолет также проходил испытания в других частях Китая, и материковые СМИ сообщили, что поставки реактивного самолета начнутся в конце 2021-го года, как и планировалось. Comac сообщила, что авиакомпании и лизинговые компании разместили заказы на 1065 самолетов C919, причем подавляющее большинство спроса приходится на китайских перевозчиков.

Comac постоянно переоценивает свою способность пройти каждый из этих этапов, и поэтому не стоит гадать, сколько еще лет останется до того, как первые платящие клиенты найдут свое место для регулярного коммерческого рейса. Однако некоторые аналитики полагают, что потребуется некоторое время, прежде чем C919 получит сертификацию от CAAC, и еще больше времени, чтобы получить сертификацию от американских и европейских авиационных регуляторов, прежде чем Китай сможет продавать C919 на этих крупных зарубежных рынках. «Comac постоянно переоценивает свою способность пройти каждый из этих этапов, и поэтому не стоит гадать, сколько еще лет останется до того, как первые платящие клиенты найдут свое место на регулярном коммерческом рейсе», – сказал Скотт Кеннеди, старший советник CSIS, отвечающий за исследования Comac. В декабре 2020-го года как подсчитал Кеннеди, Comac уже получила от китайского правительства от 49 до 72,1 миллиарда долларов за C919. И кажется маловероятным, что Китай прекратит направлять государственные деньги в C919.

Запуск отечественного пассажирского самолета Китая все еще находится в подвешенном состоянии, поскольку американские технические ограничения, как ожидается, сохранятся и при Джо Байдене. В 2016-м году Пекин создал Aero Engine Corporation of China для разработки собственного двигателя для C919, CJ-1000AX, в надежде, что он в конечном итоге сможет заменить двигатель LEAP производства General Electric и Safran. В соответствии с так называемой стратегией «двойного обращения Си Цзиньпина», которая фокусируется на отечественных инновациях для противодействия внешней враждебности, Китай ускоряет свое технологическое развитие и инвестиции. Лю Дасян, заместитель директора комитета по науке и технологиям AVIC, заявил в декабре 2020-го года, что производство реактивного двигателя является неотложной политической задачей, но признал, что его производство займет много времени, поскольку Китаю не хватает исследований, опыта и данных.

Amanda Lee из Пекина