В Царской России среднее образование было уделом немногих, сословной привилегией, а не обыденностью. Похваляясь качеством гимназического образования (вовсе не таким уж и замечательным, если почитать мемуары тогдашних школяров), апологеты батюшки-царя забывают, что гимназий в стране было раз-два и обчёлся, так что десять-пятнадцать тысяч выпускников в год в почти двухсотмиллионной империи погоды не делали.
Разговоры о всеобщем образовании начались еще в середине XIX века, но к 1917 году лишь каждый пятый подросток умел худо-бедно читать. По грамотности страна тогда вообще занимала одно из последних мест в Европе (справедливости ради: в статистических подсчётах европейских стран не участвовали их колонии, а Россию калькулировали вместе со Средней Азией и Северным Кавказом). Но факт есть факт – по данным переписи населения 1897 года даже в европейской части России доля неграмотных среди крестьян превышала 70%, а зачастую и 80%.
Что интересно: начальное образование дети получали вместе, но затем их пути разделялись. Девочки отправлялись домой изучать особенности бытопроизводства, а мальчики могли поступить в гимназию, реальное училище или пойти работать учеником или подмастерьем к плотнику, бондарю, да к кому угодно. Не только в России – в Европе в целом тогда считалось, что женщине не под силу освоить точные и естественные науки – максимум словесность, домоводство и набор необходимых знаний о Вселенной в объёмах, достаточных, чтобы рассказывать сказки детям и не верить всерьёз, что Земля плоская.
Кадеты и социал-демократы, напротив, считали, что женщины и мужчины равны, и ещё до первой русской революции внесли в свои программы требования о равном и всеобщем образовании во всей империи. В ЦК партии кадетов даже входила женщина – Тыркова-Вильямс. Но, к сожалению, демократам не повезло – революция сожрала их и выплюнула косточки на обочину истории. А вот большевики с 31 июля 1918 года упразднили деление школ на «для мальчиков» и «для девочек». Тогда же отменили и школьную форму – она была слишком дорогой, чтобы родители покупали её за свой счёт, а советская промышленность – недостаточно развитой, чтобы взять на себя бремя обеспечения ею детей.
Реформа не была совсем уравнительной – уроки труда в школах по-прежнему были раздельными: девочки катали тесто и штопали дырки, мальчики колотили табуретки и друг друга киянкой по затылку. Это оставалось неизменным до нулевых и начала десятых годов следующего, XXI века.
Упразднив деление по гендерному признаку, наркомат просвещения решил сразу несколько задач:
- Высвободилось большое количество школьных зданий, ведь пропала необходимость в дублировании мужских и женских школ на одной территории
- Отпала нужда в строительстве части новых заведений
- Отчасти была решена проблема с нехваткой квалифицированных учителей: для всеобуча нужны были сотни тысяч педагогов, и пережившая гражданскую войну страна не могла справиться с этим запросом быстро.
В СССР образование было экспериментальным, ведь вся страна в каком-то смысле была экспериментом, поэтому за 70 лет социалистическая система обучения несколько раз поменяла позицию по смешанным школам. Уже к концу 30-х возникла идея вернуться к раздельному обучению – был ликвидирован дефицит кадров, педагогов стало хватать, а партия сочла, что буржуазная дискриминация женщин осталась в прошлом. Тогда же в школе вернули форму, состоявшую из суконной гимнастёрки, шерстяных брюк, фуражки и поясного ремня у мальчиков и платья с передником – у девочек.
Советское правительство, Совнарком, решило, что совместное обучение разбалтывает старшеклассников. Официальная формулировка из постановления звучала так: «не всегда здоровыми взаимоотношениями, создающимися между мальчиками и девочками при совместном обучении».
Поэтому с 1 сентября 1943 года школы вновь стали раздельными – на бумаге. Война внесла свои коррективы, и чаще всего речь шла о раздельных классах, когда мальчики и девочки на уроках сидели порознь, а на переменах могли играть вместе (не всегда – в некоторых школах за этим следили, детям для перемен отводились разные стороны коридора или этажи). Интересно, что после войны советская власть вернулась к буржуазным пережиткам – некоторые предметы в мужских школах стали преподавать на иностранных языках: английском, французском, немецком. Страна готовилась к революционному походу Красной армии в Западную Европу, и гендерное равенство задвинули.
К 1954 году в городских школах РСФСР доля раздельных составила 55% от общего числа, но в целом по стране школы оставались смешанными. Эксперимент был признан неудавшимся, во многом благодаря подоспевшей смерти Сталина – идея была финансово обременительной и напоминала старые дореволюционные гимназии. Вдобавок смешанные классы, как оказалось, было проще контролировать в плане дисциплины.
Для того, чтобы повысить дисциплину, наркомат просвещения вначале разделил пацанов и девчонок, а затем вновь собрал в одних классах. Аргументация при этом совпадала с точностью до слова. И никто – ни родители, ни педагогическое сообщество – никак это не прокомментировали. Больше к раздельным классам и тем более школам общее образование в России не возвращалось, хотя дискуссия продолжается.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Откуда утром в метро столько бабушек, или Почему пожилые люди мало спят
✅ Миграционный поток в России: кого становится меньше, а кого – больше?
✅ Сколько НА САМОМ ДЕЛЕ стоит обучение в муниципальной школе