Иван Андреевич Крылов… «дедушка Крылов», русский Эзоп: «Вороне как-то Бог послал кусочек сыру», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», «А Васька слушает, да ест» – строчки из его басен памятны каждому с детства, и любой школьник сразу назовет их автора. Нам кажется, басен этих великое множество, однако их всего 236, и каждая – маленький стихотворный шедевр. «Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шел он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую», - отозвался о баснописце Гоголь, – «выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную как вещь старую, негодную для употребленья и почти детскую игрушку, — и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Эта наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц».
Но у добрейшего Ивана Андреевича имелось и еще одно дело, не менее любимое, чем литература: он слыл прекрасным библиотекарем: «Я свою должность ни на какую другую не променяю. В библиотеке надо быть человеком работающим и занимающимся делом своим по любви». И любовь эта всегда была взаимной!
В Императорскую публичную библиотеку Крылов поступил на службу уже в зрелом возрасте, во время Великой Отечественной войны 1812 года, главное российское книгохранилище официально в то время даже еще не открыли – шла грандиозная подготовка. Работа библиотекаря считалась почетной у современной интеллигенции в то время: рядом с Крыловым трудились переводчик Гомера Николай Гнедич, филолог-славист Александр Востоков, поэт Антон Дельвиг. Прогрессивный директор «Публички» Алексей Николаевич Оленин всячески поддерживал творческие порывы своих подчиненных, создавая весьма привлекательный для читателей культурный книжный оазис. Крылов, к примеру, большую часть своих басен написал именно в «рабочее время»: это вменялось ему в служебные обязанности как подготовка новых изданий собственных сочинений, «порученной ему по высочайшему его императорского величества соизволению».
Благодаря титаническим усилиям Ивана Андреевича возник практически из ничего Фонд русской книги, в котором к началу его существования хранилось всего … четыре книги. «Положение об управлении Императорской Публичной библиотекой» предусматривало передачу двух обязательных экземпляров печатных изданий от каждой типографии, но библиотечные проблемы вечны и, видимо, неискоренимы: издатели всячески обходили закон. Однако обойти педантичного Крылова удавалось не всякому – баснописец внимательно отслеживал выход каждой новинки, ездил к печатникам лично, обращался с просьбами, даже изыскивал дополнительные средства на приобретение старинных книг для пополнения Фонда.
Когда он только все успевал? Вел обширнейшую библиографическую работу, составлял рекомендательные списки для читателей и каталоги, шифровал книги и самолично расставлял их на полки, придумал дошедшие до наших дней знаменитые «крыловские закладки» в издания, которые отправляли из фонда в читальные залы, написал подробные правила пользования книгами…
Дирекция Императорской публичной библиотеки и государство ценило деятельность Крылова, отмечая его «усердную и похвальную службу». Иван Андреевич имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии, был награждён орденом Владимира 4-й степени. Девиз ордена – «Польза, честь и слава».
🙋♀️ А чем награждают современных библиотекарей сегодня?
📖 Строфы из басен И.А. Крылова:
***
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты,
Одни поддельные цветы дождя боятся.
***
Многие, хоть стыдно в том признаться,
С умом людей боятся
И терпят при себе охотней дураков.
***
Орлам приходится и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться.
***
В ком совесть есть и есть закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он,
А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет.
***
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!