Мой интерес к художнику Ричарду Серре родился с одной фразы моих друзей, которые сейчас живут и работают в Катаре.
Вот как излагается факт №8 "О Катаре О пустыне и современном искусстве".
«Катар заслуживает лучшего», и иногда у него получается - в часе езды от Дохи пустыня (на пустыню из фильмов не очень похожа, скорее саванна с низкими кустарниками и камнями), между двумя каменными дюнами произведение Ричарда Серра Восток Запад Запад Восток #EastWest/WestEast - 4 огромнейшие железные стены 14 метров в высоту, расположенные строго по одной линии на протяжении 1 км. Выглядит впечатляюще, хотя и непонятно - как большинство современных художников Серра не особо утруждается объяснениями своих идей, в основном он сосредоточен на восприятии человеком объемов, ощущение себя в пространстве и т.д. Вы наверняка видели фото его огромных ржавых стен в разных галереях.
Что касается «огромных ржавых стен в разных галереях». "Ржавые стены" означают некое негативное отношение . Однако, если приглядеться, то вообще-то красиво.
Посмотрите, разве не романтично?
Скульптуры Серры - это очень лаконичные формы, сведение пластических средств до минимума. И вместе с тем получается довольно выразительно. При этом он соединяет фантазию и расчет, искусство и инженерию.
Ричард Серра родился в 1939 году в Сан-Франциско, учился в Калифорнии, профессиональное образование получил в Йельском университете. Стажировался во Франции и Италии, путешествовал по Северной Африке, искал себя и в живописи, и в скульптуре, а когда обрел свой индивидуальный художественный стиль, обосновался в Нью-Йорке. Некоторое время работал на сталелитейном заводе, где познакомился с особенностями стали как материала для художественного творчества.
В 1960—1970-е годы Р. Серра пробует себя как постановщик фильмов. Во время пребывания в Германии снимает фильм «Сталелитейная»
К началу 1970-х годов относятся первые крупные скульптурные композиции из стали. В 1981 году Серра создаёт одну из своих наиболее известных стальных скульптур, «Опрокинутую дугу», представляющую собой стальное лезвие длиной 36 м и высотой 3,6 м. Она была установлена в Нью-Йорке, но в 1989 году «по просьбам трудящихся» была демонтирована. Остались только несколько фотографий.
В 2005 году была создана по заказу музея испанского музея композиция «Материя времени», состоящая из 8 гигантских стальных скульптур.
Серра - лауреат многих престижных наград и премий . Выставленные под открытым небом, работы Серры со временем утрачивают свой первоначальный блеск, но становятся привычным и «домашним» элементом окружающей среды. Вообще-то это признак гениальных произведений.
Многотонные, многометровые свободно стоящие стальные инсталляции Серры являются результатом нового пластического мышления, оригинального взгляда в будущее, если хотите. Выражаясь языком искусствоведов, это новая семантика скульптуры. Этот вид инсталляций называется SITE-SPECIFIC и зачастую очень оригинален. Очень странно, что это признается далеко не всеми. "Опрокинутая дуга" например, была демонтирована после сильного прессинга. Хотя случай с Дугой в принципе объясним. Он сильно мешал пешеходам, это было очевидно неудачное место для инсталляции.
А вот инсталляция Серры в Нью-Йорке в 1968 году Splashing мне например, очень понравилась. Остались, естественно, только фотографии. Мне нравится просто и не потому, что принадлежат к какому-то течению. Нравится и все. Кажется, Кант сказал: «Прекрасно то, что нравится без интереса».
В отношении Серры есть еще одна интересная вещь. Обычно говорят, что скульптура - сугубо молчаливый вид искусства. Но это не относится к работам Серры. Внутри его скульптур зрители разговаривают и обмениваются впечатлениями, а массивные дуги и спирали отражают звуковые колебания по законам физики и формируют разнообразные и замысловатые акустические эффекты.
Источник: https://www.tg-m.ru/articles/sv2-amerika-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/richard-serra-stal-eto-stil
В Лондоне установлена стальная скульптура Серры Фулькрум
Фулькрум , 17 м высотой стальная скульптура вблизи станции «Ливерпуль-стрит» в Лондоне Fulcrum ? Установлена в 1987 году, состоит из 5 кусков стали, ее называют «Иконой лондонского дизайна».
Источник - https://en.wikipedia.org/wiki/Fulcrum_(sculpture)
А вот эта Башня - это не Катар
Стальная башня установлена в 1998 году, весит 67 тонн, высота - 14,5 метра.
Эстетически повторяет мрачное, но гордое наследие горнодобывающей промышленности. Памятник стоит в центре плато, которое было благоустроено художником как часть произведения, окруженного со всех сторон шлаком. К статуе (все-таки скорее башне) можно подняться по лестнице, которая ведет через деревья на склоне холма, прежде чем откроется лунный пейзаж.
Источник -https://www.google.ru/search?q=richard+serra+Ruhr&tbm=isch&ved=2ahUKEwjp15rl8OnuAhVStyoKHfoVC1cQ2- cCegQIABAA&oq=richard+serra+Ruhr&gs_lcp=CgNpbWcQAzIECCMQJzoECAAQEzoGCAAQHhATOgIIADoECAAQHjoICAAQCBAeEBNQh8UMWI3EDWDV0A1oBHAAeACAAWiIAYwGkgEEMTAuMZgBAKABAaoBC2d3cy13aXotaW1nwAEB&sclient=img&ei=QFspYOm3JdLuqgH6q6y4BQ&hl=ru#imgrc=29tl5_QTN9Z8-M
Насладитесь, господа, нашим будущим!
Есть о чем поспорить, но в любом случае, очень сильно!
Источники - журнал Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallerymagazine.com/img/mag/2007/3/082-087.pdf статья о Серре. источник
Послушайте лекцию Гаража о Серре. Интересно и познавательно!
https://garagemca.org/ru/event/richard-serra-anish-kapoor-traps-for-space
Подписывайтесь на канал – будет интересно https://zen.yandex.ru/id/5ffb100597f80a7d5066acc9?lang=ru&clid=300