Закрытые глаза Саввы Морозова
Майским днем 1905 года в самом дорогом отеле французских Канн раздался выстрел. Прибывшая полиция увидела лежащего на полу мужчину с браунингом в руке и распахнутое окно.
-Кто закрыл ему глаза? – спросил французский полицейский, который видел не одного самоубийцу и знал, что у них не бывает закрытых глаз.
Ответа на этот вопрос уже не будет никогда.
На полу отеля лежал один из богатейших людей страны – Савва Морозов. Если бы тогда были рейтинги «Форбс», то Савва уверенно входил бы в первую десятку богачей. Старообрядец, получивший прекрасное образование (Московский университет и Кембридж), владелец Орехово-Зуевской мануфактуры и еще десятка бизнесов, меценат МХАТа, спонсор большевиков – все это он, Савва Тимофеевич Морозов. За 43 года своей яркой жизни он успел многое, но все, в чем он преуспевал, предавало его.
Фабрика
Мануфактуры Морозовых были по тем временам образцом передовой промышленности: фабрики электрифицированы, из-за границы завозится самое передовое оборудование, ткани его мануфактур имеют международные награды за качество. Русский патриот, он, на открытии Нижегородской ярмарки, говорит: «Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы». Он своим трудом и делает Россию такой. Первым в стране начал платить женщинам-работницам декретное пособие, строит больницы, школы, церкви. Капитализм с человеческим лицом, сказали бы теперь.
Театр
Московский художественный театр, одним из создателей которого был выходец из старообрядческой семьи Алексеев (мы-то его знаем, как Станиславского), рассчитывал на московских меценатов из купечества. Но деньги дал только Морозов. Он вошел в попечительский совет театра, стал часто бывать там. И влюбился! Влюбился в актрису Марию Андрееву, гражданскую жену Максима Горького.
Любовь
Морозов все делал по-настоящему: и бизнес, и меценатство, и любовь – все всерьез. Не знал только Савва - или не хотел знать – что Андреева входит в боевую организацию РСДРП. У нее даже кличка партийная есть – «Белая ворона». «Белая ворона» все время просила денег – и Савва давал, не спрашивая, зачем. Даже жизнь свою застраховал в пользу Андреевой на огромные по тем временам деньги – 100 тысяч рублей.
Революционеры
Как любой прогрессивный человек, Савва Тимофеевич видел, что общественное устройство царской России в социальном плане крайне несправедливо. Поэтому Морозов сочувствовал революционным настроениям и помогал социал-демократам материально. Собственно «Искру», из которой вскоре разгорится пламя, большевики издавали на его деньги.
Дело Морозова
Но все, что любил и ценил Савва Тимофеевич, его предало. Рабочие Орехово-Зуева, подбиваемые большевиками, подняли вооруженное восстание, которое пришлось подавлять войскам. Из попечительского совета МХАТа его выжил Немирович. Властная мать после бунта на фабрике отстранила его от управления бизнесом. А большевики перестали просить – стали требовать денег. Мудрая жена Зинаида увезла Савву во Францию: здоровье поправить, обстановку сменить.
Она же и нашла его на полу отеля, с браунингом в руке и закрытыми глазами. Похоронили Морозова на Рогожском кладбище – старообрядцы не сочли его самоубийцей. На похороны пришел весь МХАТ, кроме Андреевой. Впрочем, она еще раз появится в жизни семьи Морозовых – придет за страховкой на 100 тысяч рублей, которую передаст большевикам.